По опросам ВЦИОМ, 66% жителей нашей страны содержат домашних питомцев. Готовые сухие и влажные корма для животных удобно использовать, к тому же среди них есть лечебные, которыми кормят питомцев по рекомендациям ветеринаров.
В 2024 году рынок зоокормов вырос на 61 млрд руб., при этом по информации от ассоциации «Антиконтрафакт» подделки составляют 15% рынка или 25 млрд рублей. Для честной борьбы с нелегальным оборотом кормов для животных применяется обязательная маркировка. Основной нормативный документ с требованиями — постановление Правительства РФ от 27.05.2024 № 674. Эксперимент стартовал в конце 2023 года, а обязательная маркировка кормов для животных — с сентября 2024 года.
Разобрались в нормативных актах и рекомендациях на платформе «Честный ЗНАК», чтобы рассказать вам, какие товары подлежат маркировке, что и когда делать участникам рынка.
Самое важное звено маркировки — это уникальные коды, которые никогда не повторяются, а также единая база данных, где хранится информация о том, какие коды уже нанесены, где находятся товары, что из них выбыло и по каким причинам. Каждый человек, купивший зоокорм любого происхождения для кошек и других домашних животных, может узнать в приложении для смартфонов «Честный ЗНАК», оригинал это или подделка.
К тому же история любой упаковки кормов для животных с маркировкой доступна каждой стороне оборота, при этом ответственность за реализацию подделок может быть и уголовной, мало кто готов связываться с продажей контрафакта.
Платформа для обязательной фиксации операций от всех участников рынка (производителей и импортеров, дистрибьюторов и розницы), а также хранения данных называется «Честный ЗНАК». Юрлицо, отвечающее за работу платформы маркировки, — ООО «Оператор-ЦРПТ».
На продуктах и вещах встречаются разные отметки. Разберемся,что они значат.
| Знаки | Внешний вид | Что зашифровано |
|---|---|---|
| DataMatrix | ![]() |
Содержание установлено Постановлением № 674 — должны быть данные о коде товара, серийном номере упаковки, идентификаторе страны ЕАЭС, коде проверки, сгенерированный ООО «Оператор-ЦРПТ» |
| QR-код | ![]() |
В законодательстве нет требований к QR-кодам, поэтому в нем можно «зашить» любую информация, например, ссылки на сайт, соцсети, условия акции и др. |
| Штрихкод | ![]() |
Форматы штрихкодов и зашифрованная информация регламентируются стандартами организации GS1 и представителем в РФ — Ассоциацией автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Линейный штрихкод содержит сведения о продукте, производителе и др. |
Для обязательной маркировки кормов для животных пользуются кодами DataMatrix, причем он может быть и квадратным, и прямоугольным. Главное — это информация из кода маркировки.
Необходимость маркировки кормов для животных зависит от ТН ВЭД и ОКПД2, перечисленных в Декларации соответствия на продукты. Поскольку в Постановлении № 674 упоминается только один код ТН ВЭД — 23.09, ниже перечислены коды ОКПД2 и их названия.
С октября 2024 г. стала обязательной маркировка сухих кормов различного происхождения для собак и разных животных.
| ОКПД2 | Продукт, подлежащий маркировке |
|---|---|
| 10.92.10.100 | Сухой корм |
| 10.92.10.110 | Сухой корм животного происхождения |
| 10.92.10.111 | Сухой корм животного происхождения для собак |
| 10.92.10.112 | Сухой корм животного происхождения для кошек |
| 10.92.10.119 | Сухой корм животного происхождения для прочих животных |
| 10.92.10.120 | Сухой корм растительного происхождения |
| 10.92.10.190 | Сухой корм прочий |
| 10.92.10.191 | Сухой корм прочий для собак |
| 10.92.10.192 | Сухой корм прочий для кошек |
| 10.92.10.199 | Сухой корм разного происхождения для прочих животных |
С этой даты наступила очередь маркировки влажных кормов.
| ОКПД2 | Продукт, подлежащий маркировке |
|---|---|
| 10.92.10.200 | Влажный корм животного происхождения |
| 10.92.10.210 | Влажный корм животного происхождения |
| 10.92.10.211 | Влажный корм животного происхождения для собак |
| 10.92.10.212 | Влажный корм животного происхождения для кошек |
| 10.92.10.219 | Влажный корм животного происхождения для прочих животных |
| 10.92.10.220 | Влажный корм растительного происхождения |
| 10.92.10.290 | Влажный корм прочий |
| 10.92.10.291 | Влажный корм прочий для собак |
| 10.92.10.292 | Влажный корм прочий для кошек |
| 10.92.10.299 | Влажный корм разного происхождения для прочих животных |
Код ОКПД2 в Декларации соответствия должен быть написан полностью — все девять цифр, так как не вся продукция в категории 10.92.10 требует маркировки. Это позволит точно понять, нуждается ли в маркировке конкретный продукт для домашних животных и других питомцев.
Согласно постановлению № 674, товары не требуют обязательной маркировки в таких случаях:
Необходимость в маркировке складских остатков зависит от даты выпуска и вида продукции:
В обоих случаях важно распродать запасы, не подлежащие обязательной маркировке, до конца срока годности сухого корма или влажного корма.
Для кормов разного происхождения для кошек и прочих животных, которые находятся на таможне, есть разрешение реимпортировать и выпустить продукты для внутреннего потребления в течение месяца после начала обязательной маркировки, но при соблюдении правиладата изготовления должна быть до введения маркировки. Это значит, что после 1 апреля 2025 года нанесение кодов маркировки стало обязательным для любых зоокормов, находящихся на таможне, независимо от даты их производства.
Процесс обязательной маркировки выстроен так, что в «Честном ЗНАКе» в любое время можно проверить оригинальность товаров. Для этого участники оборота обязаны:
В начале перевода кормов для животных на маркировку участники оборота должны использовать объёмно-сортовой учёт: в документах указывают GTIN продукции и количество по нему. Но постепенно рынок должен перейти к поэкземплярному учету: на каждый товар в УПД свой код маркировки. Для этого в Постановлении № 674 предусмотрено несколько этапов.
| Начало этапа | Обязанности участников | Кого из участников оборота коснётся |
|---|---|---|
| 01.10.2024 | Нанесение маркировки на сухой корм и ввод его в оборот | Производители и импортеры |
| 01.03.2025 | Нанесение кодов и ввод в оборот влажных кормов | Производители и импортеры |
| 01.09.2025 | Объёмно-сортовой учет (GTIN+количество по нему) в таких случаях:
Для розницы — поэкземплярное списание через онлайн-ККТ: каждый код маркировки должен попасть в чек. |
Все участники оборота |
| 01.11.2025 | Сверка объёма выпущенных и импортированных продуктов в двух системах: «Честный ЗНАК» и ФГИС «Меркурий». | Операторы систем в части процесса сверки. Производители и импортеры в части схожести объемов. |
| 01.12.2026 | Полный покодовый учет — в УПД и списании из оборота. | Все участники |
Дальше расскажем подробнее об обязанностях участников рынка, сроках и технике, которая потребуется для работы. Но сначала о том, что должно быть у всех, независимо от роли.
У производителей и импортёров, дистрибьюторов и розничных продавцов, которые работают с зоопитанием любого происхождения для собак и прочих животных, должна быть УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись). Подходит обычная для бухгалтерской и налоговой отчётности. Если УКЭП нет, её легко получить в налоговой. Инспекция выдаёт подпись бесплатно руководителям юрлиц и индивидуальным предпринимателям.
УКЭП используют и для регистрации на платформе маркировки, и оформления документов. Создать ЛК (личный кабинет) в «Честном ЗНАКе» несложно — следуйте нашей инструкции.
При выборе системы ЭДО учитывайте такие моменты:
Больше общих правил у участников рынка нет, поэтому подробно о каждой роли.
Для работы с выпущенными в России или завезёнными товарами (сухой и влажный корм животного и другого происхождения) надо:
Обязанности по работе с маркировкой как производителям, так и импортёрам — в постановлении № 674о.
Сроки. Для сухих кормов с 01.10.2024, для влажных — с 01.03.2025 после создания ЛК в «Честном ЗНАКе» до подачи заявки на коды маркировки «Оператору-ЦРПТ».
Условие. Производителям и организациям, занимающимся импортом, необходимо быть среди участников ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Подать заявку на регистрацию можно в ЛК «Честного ЗНАКа» (пункт меню «Национальный каталог», раздел «Членство в ГС1 РУС»).
Действия. Заполнить заявление на регистрацию товаров, в котором перечисляют сведения о компании-производителе и отличительные особенности корма: есть ли ГМО, пищевая ценность, документ о безопасности продукта, диапазон веса и другие. Решение о регистрации товаров принимают в течение 3 дней, в случае положительного решения приходит уведомление.
Коды маркировки выдаёт ООО «Оператор-ЦРПТ». От производителей и компаний, занимающихся импортом, требуется заявка с реквизитами, необходимой информацией о продукте, его характеристиках и нужном количестве идентификаторов с маркировкой. Максимальный срок формирования кодов маркировки — 4 часа. Услуга платная — 50 коп. без НДС за один код.
Наносить коды маркировки участникам рынка можно самостоятельно или пользоваться услугами сервис-провайдеров. В любом случае полученные цифровые коды маркировки сначала переводят в DataMatrix, затем переносят на упаковку. На эту процедуру отводится 30 дней. По истечении этого срока от производителей и компаний, занимающихся импортом, «Оператору-ЦРПТ» должен быть отправлен отчёт о нанесении кодов маркировки.
Продукцию с маркировкой участникам нужно ввести в оборот — отправить в «Честный ЗНАК» уведомление со сведениями о производителе или импортере, декларации соответствия и ВСД (ветеринарном сопроводительном документе) из ФГИС «Меркурий».
При оформлении поставок производители и импортеры должны создать УПД в системе ЭДО. Правила к оформлению УПД меняются на разных этапах маркировки кормов для животных:
Кроме УПД, как производителям, так и импортёрам надо оформлять ВСД. Такие возможности есть во ФГИС «Меркурий» и ЛК «Честного ЗНАКа».
Автоматическая сверка для производителей и компаний, занимающихся импортом, начнётся с 01.11.2025: «Честный ЗНАК» будет запрашивать данные о наличии ВСД и указанных объёмах продуктов, а затем сравнивать цифры с документом «Ввод в оборот». Допустимая погрешность — до 5%ю Если разница превысит порог, продукты с маркировкой не получится поставить на учёт в «Честный ЗНАК».
У производителей и импортеров есть три варианта внедрения маркировки кормов для животных:
Оптовикам нужно получать продукцию от поставщиков и отгружать своим покупателям с использованием УПД:
Кроме этого, с 01.09.2025 списывать в сервисе «Честный ЗНАК» корм для животных, вышедший из оборота по причинам, не связанным с продажей: просроченные, украденные или переданные по кому-то по договору для внутреннего применения, например в питомник. До 30.11.2026 отражать выбытие надо по GTIN, а с 01.12.2026 — передавать информацию с каждого кода обязательной маркировки.
Главная задача розницы — правильно и своевременно выводить маркированные продукты из оборота. В основном это продажи конечным покупателям, проведенные через онлайн-ККТ. По постановлению № 674 продавцы должны добавлять в чек код маркировки и передавать информацию ОФД (оператору фискальных данных) — с 01.09.2025.
К этой дате нужно:
Списывать DataMatrix обязательной маркировки с продуктов, которые «уходят» с учёта по причинам, не связанным с реализацией (например, вышел срок годности) нужно непосредственно в ЛК сервиса «Честный ЗНАК». При этом с 01.09.2025 по 30.11.2026 по правилам объёмно-сортового учета, а с 01.12.2026 — каждый код отдельно.
Зоомагазины и ветаптеки часто закупают влажный и сухой корм животного и другого происхождения большими упаковками, вскрывают их, чтобы продавать на развес. При реализации нужно отсканировать код с упаковки и добавить в чек проданный вес. Списать продукт в системе маркировки «Честный ЗНАК» с причиной «Фасовка» не получится.
Например, покупатель хочет купить 500 г зоокорма. Кассир взвешивает нужный объем из упаковки 10 кг, сканирует с неё код и вносит в чек проданный вес 500 г.
Самый эффективный вариант — обратиться к специалистам, которые подберут технику, проверят кассовое ПО, обучат сотрудников.
Период, в течение которого у оптовиков и рознице будут находиться зоокорма с Datamatrix и без них может затянуться. Дело в том, что срок годности многих зоокормов составляет год и больше, и пока он не выйдет, продукцию можно продавать.
В связи с этим дистрибьюторам и рознице надо быть внимательнее, чтобы не пропустить непромаркированные продукты, на которых уже должны быть средства идентификации Datamatrix.
А розница, кроме этого, может столкнуться с вопросами от покупателей, которые знают, что на упаковке должен быть Datamatrix для проверки подлинности. Когда потребитель не найдет код на «старом» товаре, он может задать вопросы или вообще отказаться от покупки. Рекомендуем на такие случаи подготовить выдержки из постановления № 674 и ответы для продавцов. Это поможет спокойно объяснить покупателям, что товар не контрафакт, а Datamatrix нет по причине выпуска продукции до старта маркировки.