Ценное имущество организации, запасы, финансы, хозяйственные операции требуют периодического контроля. Для этого проводят инвентаризацию – пересчитывают всё, что есть на балансе, и корректируют учётные документы.
Прочитав статью, вы узнаете, какими нормативными актами нужно руководствоваться при проведении инвентаризации. Как часто осуществляется мероприятие и кто должен в нём участвовать. В пошаговой инструкции расскажем, как провести инвентаризацию в 2024 году и правильно оформить результаты.
Это физическая проверка наличия и состояния товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые числятся на балансе организации на конкретный день. Задача – установить фактические данные и привести их в соответствие с учётными. Делают инвентаризацию периодически, чтобы предприятие работало чётко, как часы, без убытков и штрафов.
Чаще всего инвентаризацию проводят на складе готовой продукции – приходят, пересчитывают остатки и фиксируют расхождения. Проверка может совершаться в отношении запасов, основных средств (ОС), нематериальных активов, задолженностей, резервов, расчётов и т.д.
Главные цели инвентаризации
Порядок мероприятия определяют законодательные акты, федеральные и отраслевые стандарты, разъяснительные письма Минфина и ФНС России.
Инвентаризация бывает разных видов. Деление зависит от причины, по которой происходит контрольное мероприятие. Свели все виды в таблицу.
Категория | Виды инвентаризации | Особенности |
---|---|---|
По обязательности выполнения | Обязательная | Обязывает проводить законодательство РФ. |
Добровольная | Инициирует руководитель. | |
Повторная (контрольная) | Нужна для перепроверки найденных расхождений (п. 2.15 Указаний). Также может совершаться, если есть сомнения в честности МОЛ. | |
По периодичности (назначению, характеру) | Плановая | Срок выполнения определяет закон. Например, ежегодную инвентаризацию проводят в последние три месяца отчётного года. Также свой график составляет руководитель. |
Внеплановая | Выполняется при наступлении особых событий для проверок. | |
Внезапная | О её сроках никто не знает. Нужна в целях дополнительного контроля. | |
Событийная | Происходит по обстоятельствам. Например, клиент сообщил, что ему что-то недогрузили. | |
По охвату (объёму) | Полная (сплошная) | Осуществляется в определённых случаях, установленных законом. Проверке подлежит всё имущество и все обязательства компании. |
Выборочная (частичная) | Отличается от полной тем, что подсчитывается только часть основных средств или товарных запасов. | |
Локальная (целевая) | Выполняется проверка одного конкретного вида имущества. Нужна для популярных позиций, где важно соблюдать актуальность, чтобы исключить неприятные ситуации. Например, клиент заказал товар, вы обещали завтра его привезти, т.к. уверены в его наличии, а при сборке заказа товара не оказалось. Итог – заказа нет, клиент потерян. Необходимо закрыть отсек с группой товаров и всё пересчитать. | |
По методу выполнения | Натуральная | Всё физически считается, взвешивается и т. д. |
Документальная | Наличие и состояние проверяемых объектов происходит по документам. Так проверяются расчёты (п.3.48 Методических указаний), нематериальные активы. |
Проверкой занимаются непосредственно сотрудники. Директор назначает ответственных лиц. Это могут быть представители администрации, бухгалтерии, работники других подразделений компании – выбор сотрудников зависит от того, где проводится переучёт. В процессе участвует и материально ответственное лицо (МОЛ), в ведении которого находятся проверяемые объекты. По окончании проверки участники представляют руководителю отчёт с результатами.
Как часто делать переучёт, решает директор фирмы или владелец бизнеса, но раз в год – обязательно. На количество инвентаризаций влияет специфика деятельности, объём поставок/отгрузок.
Для каждого подразделения (цех, склад, торговый зал и т. д.) разрабатывается свой график проверок. Например, в продовольственном магазине скоропортящаяся продукция может проверяться каждый день. В промтоварном достаточно проверки раз в неделю (месяц, квартал).
Законодательством определены случаи обязательного проведения инвентаризации (ПМ №34н, пункт 27; ФСБУ 28/2023, пункт 15).
Когда именно проводится переучёт для каждого случая, указано в пункте 16 нового Федерального стандарта.
Исключения, касающиеся обязательной годовой инвентаризации (ПМ №34н, пункт 27, абзац 2):
Кроме того, на Крайнем Севере запасы допускается инвентаризировать в момент, когда количество остатков минимально.
Весь процесс можно разделить на три этапа:
Подготовительный. На данном этапе определяется дата и цель мероприятия, состав комиссии.
Основной. Здесь проводится непосредственно подсчёт и проверка товарно-материальных ценностей (ТМЦ), составляется опись ТМЦ.
Заключительный. Здесь подводятся итоги, оформляются все необходимые документы, результаты отражаются в бухучёте.
В данном разделе статьи раскроем подробно каждый этап – опишем, что нужно делать пошагово и какие документы оформить.
Любой переучёт начинается с этого шага. В распорядительном акте (ИНВ-22) устанавливаются: инвентаризационная комиссия, её председатель, цель и временные рамки проверки. Всем причастным к мероприятию нужно ознакомиться с приказом.
Материально ответственные лица (МОЛ) в комиссию не включаются, т. к. они лица заинтересованные. Кто относится к МОЛ, определено в Постановлении Минтруда № 85 от 31.12.2002. Это кассиры, контролёры, руководители и их замы, начальники складов, курьеры, администраторы и другие.
Участие в инвентаризации материально ответственных лиц обязательно. Если вдруг заболеет кладовщик, сроки необходимо перенести.
В крупных организациях создаётся постоянная центральная инвентаризационная комиссия и в помощь ей – рабочая. Комиссия не создаётся, если компания состоит только из директора и бухгалтера или только директора, – тогда они (или он) и будут отвечать за процесс. Кроме того, может быть заказана услуга по проведению инвентаризации.
Для этого назначаются сотрудники, задача которых – незадолго до начала процесса визуально осмотреть объекты основных средств (при необходимости нанести на них новые инвентарные номера либо освежить старые), запасы и другое имущество. Также они проверяют наличие и исправность измерительных приборов (например, весов), мобильной техники, объемной тары и других объектов, которые понадобятся для переучёта (п.7 ФСБУ 28).
Перед выходом на проверку на руках у членов комиссии должны быть последние приходно-расходные документы, отчёты о движении запасов. На них председатель делает надпись: столько-то листов до инвентаризации, фиксирует дату и отдает бумаги в бухгалтерию.
От материально ответственных лиц требуется написать расписки, что все поступившие ценности, за которые они отвечают, учтены, а выбывшие – списаны в расход, и все соответствующие первичные документы переданы бухгалтеру.
Распечатываются инвентаризационные описи ТМЦ (ИНВ-3) для занесения результатов проверки.
Либо ведомости по собственному шаблону, например, при мониторинге склада в них могут содержаться: адрес ячейки, штрих-код, название товара, владелец товара (склад), срок годности, учётный остаток.
На данном шаге проводятся подсчёт, взвешивание, замеры, осмотр ТМЦ. Действия зависят от специфики деятельности компании. Присутствие материально ответственных лиц обязательно.
Если фактическое наличие активов традиционными способами учёта выявить нельзя, по новому ФСБУ (п. 4а) допускаются альтернативные. Например, сотрудник на удалёнке работает дома на компьютере фирмы. Тогда он может сфотографировать ПК или зафиксировать его на видео.
Кроме того, согласно новому Стандарту, если один из проверяющих вдруг заболел (или возникли другие непреодолимые обстоятельства), он может поучаствовать в процессе удалённо по скайпу, вацапу и потом подписать документы.
Самое удобное и спокойное время для инвентаризации – ночь, когда торговля на паузе. Поставки приняты, товары оприходованы, списаний нет, смены на кассах закрыты. Но придется заплатить сотрудникам за переработку. Если работаете круглосуточно, то переучёт лучше делать рано утром, тогда потери будут минимальными.
Удобно считать товары последовательно по зонам (стеллажам, помещениям). В процессе заодно проверяется считываемость штрих-кодов. Товары с истёкшим сроком годности и повреждённой упаковкой нужно считать отдельно. Они подлежат утилизации или списыванию.
В момент выполнения переучёта в описи вносятся фактические данные. Это финансовые документы, поэтому заполнять их нужно аккуратно и понятно. Неправильный пересчёт приведёт к дополнительной работе. Любые помарки заверяются подписями участников процесса.
Готовый документ подписывают все члены комиссии. А материально ответственные лица в описи визируют, что переучёт проведен в их присутствии и претензий к соучастникам проверки у них нет.
По результатам проверки могут быть выявлены недостачи либо излишки. Чаще всего это неучтенный товар (забыли записать). У директора появляется право взыскать убытки с виновных сотрудников и внести корректировки в товароучётный сервис.
По позициям, где выявлены расхождения, делается второй просчёт, но уже другими сотрудниками.
Если по итогам сравнения выявлены расхождения, составляются сличительные ведомости: ИНВ-18– для ОС, ИНВ-19– для ТМЦ, как минимум в двух экземплярах. Они состоят из двух колонок – что есть по факту и что должно быть, и составляются только для позиций, по которым выявлены отклонения.
На складе могут находиться ТМЦ, которые уже не принадлежат организации. К ним относятся товары, которые компания купила, но решила вернуть, или товары, которые у неё приобрели, но не успели забрать. Такие товары называются запасами на ответственном хранении. Их также надо пересчитать и составить опись по форме ИНВ-5.
Для некачественных товаров составляются отдельные акты: ТОРГ-16 о списании, ТОРГ-15 о порче. Окончательные итоги мероприятия обобщаются в ведомости учёта результатов по типовой форме ИНВ-26. В ней указываются суммарные результаты по отдельным бухгалтерским счетам.
Все сформированные документы подписываются членами комиссии и МОЛ. Далее в бухгалтерии отражаются проводки.
На этом шаге важно грамотно отразить полученные результаты в бухучёте (ПМ № 34н, пункт 28) и продумать, как минимизировать расхождения в будущем. Результаты фиксируются в отчётном периоде, к которому относится дата проверки.
Излишки во многих компаниях образуются сами собой, как следствие определённых технологических тонкостей. Сумма излишков сразу зачисляется в доходы фирмы. Приходуют их по рыночной цене на дату проведения инвентаризации. Способ учёта недостач зависит от того, найдено ли виновное в этом лицо. Если недостача вписывается в рамках норм естественной убыли, её относят на издержки или расходы. А всё, что превышает норму, взыскивают с виновного материально ответственного лица. Убыток, рассчитанный по рыночной стоимости, компенсируется за счёт списания денежных средств с зарплаты. Если виновные не выявлены, либо во взыскании с них убытков отказал суд, потери относят на расходы организации.
В бухучёте можно зачесть недостачу излишками по пересортице, в налоговом учёте – нельзя.
Что ещё надо знать:
Сложно, муторно, трудозатратно. Так говорят про инвентаризацию только в тех компаниях, где товарный учёт до сих пор ведётся вручную на бумаге, в лучшем случае – в таблицах Excel. Мудрые руководители сразу автоматизируют все бизнес-процессы в своей фирме с помощью специальных программ (ПО) и мобильной техники, и спокойно встречают любую проверку.
ЦТО «Такском-касса» предлагает программные решения для автоматизации учёта на производстве, в торговых сетях, на складах любого масштаба. ПО устанавливается на мобильные терминалы сбора данных (ТСД) всех популярных моделей и в разы упрощает и ускоряет процесс инвентаризации:
ПО Клеверенс Магазин 15 для небольших магазинов и гипермаркетов.
ПО Клеверенс Склад 15 для производств, складов любого размера и направленности, дарксторов, интернет-магазинов.
ПО DataMobile подходит складам с адресным хранением и продвинутой рознице.
Функционал
ПО DM.Invent упрощает и в разы ускоряет процесс инвентаризации основных средств, малоценного товара и ТМЦ. Подходит предприятиям, госучреждениям, бизнес-центрам.
Особенности
Все программные решения интегрируются с 1С и другими популярными сервисами ТУ, работают с маркировкой и ЕГАИС.
Это понятия-синонимы. В обоих случаях проверяют деятельность организации. Разница в целях и в проверяющих лицах.
Задача инвентаризации – пересчитать фактическое наличие ТМЦ и сопоставить их с учётом. Ревизия – мероприятие более масштабного характера. Чаще всего её осуществляют госорганы с целью проверить, не нарушает ли организация закон. Причиной могут быть, например, накопившиеся вопросы у ФНС к деятельности фирмы (низкие налоги, большие убытки, частая смена места регистрации). Тогда ревизия будет плановой. Либо жалобы, поступившие в контролирующие органы на компанию. Тогда проверят внепланово. При необходимости, переучёт станет частью ревизии. Кроме госорганов назначить ревизию могут акционеры, совладельцы бизнеса.
Способы ревизии: представители власти могут приехать лично или запросить документы на удалённую проверку. Иногда просто выносится предупреждение.
Непроведение инвентаризации не наказывается. Но без неё может пострадать точность учёта, и тогда в ФНС уйдут неверные данные. В итоге налоговики выявят нарушения, которых можно было избежать, и оштрафуют по ст. 120 НК РФ или ст.15.11 КоАП РФ.