От поддельных товаров страдают все – и добросовестные производители, и покупатели. Чтобы уменьшить число подделок, обеспечить покупателям подлинность и качество товара, государство придумало обязательную маркировку. Она идёт уже несколько лет, постепенно охватывая всё новую продукцию. В прошлом году очередь дошла до пива, затронув и производителей, и поставщиков. В 2024 году по новым правилам начали работать торговые точки и предприятия общественного питания.
В статье объясним, что означает маркировка пива, подробно рассмотрим сроки её проведения. Расскажем, какая продукция пивоваренной отрасли маркируется и с помощью какого оборудования участники оборота работают с ней. Как рознице и общепиту торговать пивом и слабым алкоголем в 2024 году.
Некачественный алкоголь смертельно опасен, поэтому правительство усиленно заботится о безопасности потребителей. Маркировка для пива – это подобие акцизных марок для крепких спиртных напитков.
Каждая без исключения упаковочная единица – бутылка, банка, кег или другая упаковка, помечается уникальным кодом Data Matrix, который содержит важную информацию о продукте: кто, когда и где его произвёл, срок годности, условия хранения, состав и прочие характеристики. С помощью этого кода государственная информационная система цифровой маркировки «Честный знак» (ГИС МТ ЧЗ) следит за любым движением товара: от момента его появления до момента продажи.
Потребители могут проверить качество товара в специальном приложении ЧЗ для мобильных устройств.
Производители, импортёры, поставщики, оптовики, магазины, кафе и прочие торговые точки – это участники оборота. Согласно законодательству, ответственность за нанесение обязательной маркировки пива полностью лежит на заводах-изготовителях и поставщиках пивной продукции. Они обязаны заказать коды в «Честном знаке», присвоить уникальный идентификатор каждой бутылке или упаковке, затем по мере готовности зарегистрировать его в ГИС МТ. Российские пивовары маркируют тару на специальном заводском оборудовании. Импортёры передают коды иностранному производителю. До прохождения таможни всё пиво должно быть промаркировано.
Существует несколько вариантов, как наносить знак идентификации: непосредственно на потребительскую упаковку или кег, на этикетку, на групповую упаковку. В случае кега код лучше наносить на укупорочное средство, но более всего подходит метод этикетирования. Способы разные, но требования одинаковые – маркировочный знак должен быть чётким, несмываемым, выдерживать механическое воздействие, располагаться на видном месте.
Розница и общепит не занимаются нанесением маркировки. Их задача – вывод алкоголя из оборота. Они принимают его на баланс, как правило, от дистрибьюторов, иногда от самих пивоваренных заводов, и сообщают о продажах в «Честный знак». Приёмка пива происходит в ЕГАИС (единой государственной информационной системе).
Все участники оборота должны иметь личные кабинеты в ЕГАИС, «Честном знаке», а также специальное производственное или торговое оборудование.
ЕГАИС ведёт групповой учёт произведённого и проданного пива. Главная задача ГИС МТ – поштучное отслеживание маркированной продукции и фиксирование её продаж.
Маркировка слабого алкоголя в ЧЗ не отменяет взаимодействие с ЕГАИС. Передавать сведения нужно в каждую систему. Между «Честным знаком» и единой госсистемой происходит постоянный обмен информацией. Данные о продажах попадают в ЕГАИС от ОФД (оператора фискальных данных), к которому подключена касса продавца.
Основные законы, принятые Правительством РФ:
Распоряжение №792-р от 28.04.2018 (в редакции от 17.01.2022 года), которое закрепляет за пивом и слабым алкоголем статус маркированных товаров.
Постановление № 2173 от 30.11.2022 – основной документ по правилам маркировки, где дана вся важная информация.
В 2024 году обязательной маркировке подлежит практически вся пивная продукция: как отечественная, так и ввезённая на территорию России. Крепость, кубатура, вид упаковки роли не играют. Разливное в кегах или расфасованное в любую потребительскую тару – маркируется всё.
В таблице приведены соответствующие коды для республик Евразийского экономического союза и общероссийского классификатора:
ТН ВЭД ЕАЭС | Товар | ОКПД 2 | Товар |
---|---|---|---|
2203 00 | Пиво солодовое | 11.05.10.120 | Пиво крепостью от 0,5% до 8,6% включительно |
11.05.10.130 | Пиво крепостью более 8,6% | ||
2206 00 | Пивные напитки прочие сброженные игристые и неигристые, в сосудах ёмкостью 2 л. и менее, более 2 л. | 11.05.10.160 | Напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные) |
2206 00 310 0 | Сидр и перри (грушевый сидр) | 11.03.10.211 | Сидр |
2206 00 510 0 | |||
2206 00 810 0 | 11.03.10.212 | Пуаре | |
2206 00 390 1 | Напитки с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% | 11.03.10.210 | Слабоалкогольные напитки сброженные, включая медовуху |
2206 00 590 1 | |||
2206 00 890 1 |
Пока маркировка обошла стороной только пиво:
Для плавного перехода к работе по новым требованиям маркировка внедряется поэтапно. Сначала правила затронули определённые категории продукции и некоторых участников оборота. Постепенно расширяясь, они охватили весь ассортимент и всех участников. На сроки влияет тара, в которую фасуется пенный напиток.
1 этап. Пробный режим
С 1 апреля 2021 года по 28 февраля 2023 года – проводился эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков.
2 этап. Запуск обязательной маркировки для отечественных производителей и компаний, которые ввозят продукцию иностранных пивоварен
С 1 апреля 2023 года – началась маркировка пива в кегах любого объёма и формата. Пивным кегам уделено особое внимание по веской причине. Они чаще всего используются на предприятиях общественного питания и в небольших торговых точках-разливайках – именно там покупатели сталкиваются с самыми большими рисками.
С 1 октября 2023 года – уникальный знак должен наноситься на продукцию в стекле и пластике.
С 15 января 2024 года – подлежит маркировке пиво, а также напитки, упакованные в жестяные банки и всю остальную тару.
3 этап. Вступление в силу требований, касающихся розничных точек и общепита
С 15 января 2024 года розница и представители HoReCa должны через онлайн-кассы передавать в «Честный знак» информацию о подключении кегов к крану и о каждом литре пива, проданного в розлив (частичном выбытии).
С 1 июня 2024 года у продавцов появится новое обязательство – выводить из оборота через кассу каждый экземпляр потребительской тары с пивом или напитком.
Сроки, касающиеся пивных остатков без маркировки:
С 1 апреля 2024 года – наступил строгий запрет на продажу немаркированного пива в кегах.
С 15 января 2025 года будет запрещено торговать пивом и слабоалкогольными напитками без Data Matrix кодов в любой потребительской упаковке.
Все остатки к этим календарным числам должны быть распроданы или изъяты из оборота. Маркировка остатков не предусмотрена.
Кроме того, в 2024 году заработало ещё одно нововведение для всех маркированных товаров – разрешительный режим продажи на кассах.
С 1 апреля 2024 года он затронул маркировку в кегах. Это значит, что при продаже товара после считывания Data Matrix кода касса должна отправить напрямую в «Честный знак» запрос на реализацию. Если ответ «Да» – код товара автоматически вносится в чек, «нет» – продажа пива блокируется.
Правила применения режима, перечень случаев запрета утверждены Постановлением Правительства РФ № 1944 от 21.11.2023.
Производителям и продавцам потребуется оснастить свои помещения специальными техническими средствами, чтобы выполнить требования по обязательной маркировке и продаже кегов пива и прочих тарных ёмкостей. Что это за оборудование:
Чтобы начать работать с пенными напитками, нужно выполнить все требования закона. Для этого необходимо сделать несколько шагов:
Подключитесь к ЕГАИС, если ещё не зарегистрированы в системе. Без данной регистрации в подключении к «Честному знаку» откажут. Специалисты «Такском» внедряют ЕГАИС под ключ: помогают с регистрацией в системе, установкой универсального транспортного модуля, настраивают ПО для работы в ЕГАИС.
Взаимодействие с системой происходит через УТМ (универсальный транспортный модуль). Это софт, который нужно установить на ПК или кассу.
Чтобы встать на учёт в системе ЕГАИС, необходима квалифицированная электронная подпись (КЭП). Потребуется установить драйвера и плагин для браузера. КЭП бесплатно выдаёт налоговая.
Зарегистрируйтесь в «Честном знаке» на официальном сайте системы. В ЛК как розничный продавец подпишите электронный договор на работу с товарной группой «Пиво и пивные напитки». Здесь также не обойтись без КЭП.
Если вы уже торгуете маркированными товарами, заново регистрироваться в ЧЗ не надо. Просто выберите в ЛК соответствующую товарную группу и подпишите электронной подписью новый договор. Также проверьте здесь имеющуюся КЭП, возможно она подойдет для подключения к ЕГАИС. Если нет (для ЕГАИС есть технические особенности), придётся получить дополнительную подпись.
Пиво должно быть поставлено в розничный магазин или предприятие общепита с маркировкой и соответствующей документацией. Поэтому продавцам нужно проявлять должную осмотрительность, принимая товар, и каждый раз убеждаться, что маркированная продукция законно поступает в магазин, кафе или ресторан.
Приём пива от производителей и импортёров
Как правильно принять товар – советы от «Честного знака»:
Реализация маркированного пива:
Бывает так, что коды с кег не считываются. Причины разные – повлияли погодные условия, код подвергся механическому повреждению (из-за тяжёлого веса грузчики часто не носят кеги, а бросают их с машин и катают по земле), хотя такого быть не должно. Согласно закону, при выборе способа нанесения кода, нужно обязательно учитывать заявленные условия хранения и перевозки.
Перемаркировка пива постановлением № 2173 не предусмотрена. Поэтому товар с нечитаемым кодом нужно вернуть поставщику или утилизировать по правилам ЕГАИС.
Пока рознице, торгующей пивом, придётся ежеквартально подавать алкодекларацию в Росалкогольтабакконтроль. Закон №108-ФЗ от 03.04.2023 отменяет ее только с 15 января 2025 года.
В случае нарушения требований обязательной маркировки пива предусмотрены штрафы, а иногда запрет на деятельность. Размер взыскания зависит от характера нарушения, степени его тяжести и может достигать значительных сумм. Ответственность прописана в статье 15.12 КоАП РФ.
За отсутствие регистрации в системе маркировки в установленный срок и за оборот немаркированного алкоголя взимаются штрафы:
Товары (предметы правонарушения) конфискуются. Нарушения крупного масштаба караются по уголовному кодексу.
Если не соблюдается разрешительный режим, виновные штрафуются на следующие суммы (статья 15.12.1 КоАП РФ):
Обязательная маркировка для пива – это необходимость. Она поможет обеспечить легальность и качество пивной продукции. Её внедрение задаёт новые стандарты ведения бизнеса. Для успешной маркировки необходимо следовать всем этапам процесса и оборудовать своё предприятие согласно новым требованиям. Не забывайте, что код маркировки «Честного знака» на кеге – залог доверия покупателей и успеха вашего бизнеса.