В России оборот отдельных категорий одежды с 2021 года контролируется государственной информационной системой маркировки «Честный знак» (ГИС МТ ЧЗ).
Текущий 2024 год принёс очередные изменения. С начала апреля в число маркируемых попали новые изделия лёгкой промышленности. Их список, а также календарный ввод ограничений регламентируется Постановлением Правительства РФ № 1899 от 13.11.2023.
Разобраться в бюрократическом тексте сложно, поэтому в статье мы предлагаем вам ознакомиться с новыми датами, сроками и обновлённым перечнем на понятном языке. Также объясним, что означает для одежды обязательная маркировка, как подготовиться к изменениям и как участникам оборота товаров легпрома упростить себе жизнь.
Уделим немного внимания сути обязательной маркировки одежды. Чтобы сократить текстильный контрафакт, ГИС МТ следит за всеми товарами с помощью специальной цифровой метки – двумерного Data Matrix кода. Он состоит из цифр, букв и символов. Внешне это небольшой квадрат, похожий на QR-код. Такая метка наносится на каждую единицу товара и доказывает, что изделие качественное и неподдельное.
Марка, характеристики, цена – такую информацию мы обычно ищем, выбирая одежду. Отсканировав маркировку, можно узнать о товаре абсолютно всё. В случае одежды, кроме данных о производителе, сертификате соответствия и стоимости, дополнительно указываются следующие характеристики:
Код существует столько времени, сколько товар находится в обороте, – со стадии производства и до тех пор, пока не окажется в собственности покупателя.
Стандартная схема работы маркировки одежды
Идентификатор на товары наносят производители и официальные импортёры, они же вводят продукцию в оборот. Для этого упомянутым лицам нужно предварительно заказать коды в Честном знаке стоимостью 60 копеек за штуку. Один товар – один код. То есть для 10 совершенно одинаковых брюк заказать нужно 10 уникальных кодов. Средство идентификации наносится, как правило, на ярлык, этикетку или бирку товара лёгкой промышленности. В некоторых случаях на одежду маркировку наносят оптовики и магазины.
Цепочка продаж, то есть обмен документами между участниками рынка одежды и текстиля, происходит только через электронный документооборот (ЭДО).
При отгрузке фирма-изготовитель отправляет прямому контрагенту универсальный передаточный документ (УПД) с кодами всех товаров. Принимающая сторона сверяет метки на одежде с УПД и передаёт их далее таким же образом по линии логистики. Обычно розничный магазин – конечное звено цепочки продаж. Торговая точка фиксирует приём (проверяет коды и качество товаров, подписывает документ в ЭДО). В момент считывания Data Matrix на кассе данные попадают в чек, автоматически передаются через оператора фискальных данных (ОФД) в Честный знак, и одежда выходит из оборота.
Вот как в 2024 году выглядят новые даты введения ограничений для всех участников рынка лёгкой промышленности:
С 1 апреля 2024 года нужно маркировать одежду, которая сошла с производственной линии, либо поступила в Россию через таможню и входит в расширенный список продукции легпрома № 1899 от 13.11.2023
В этом разделе и далее в статье речь будет идти исключительно о такой одежде.
В марте в Минпромторг с просьбой о продлении срока, отведённого на маркировку остатков легпрома, обратились продавцы с маркетплейсов. Многим катастрофически не хватало времени выполнить требование законодательства. И селлеры были услышаны.
Постановление № 883 о внесении изменений в основное Постановление № 1956 от 31.12.2019 прошло все согласования, было подписано Председателем Правительства РФ 29 июня 2024 года и в тот же день размещено на правительственном портале.
Документом утверждён срок переноса маркировки одежды на два с половиной месяца – с 1 июля на 15 сентября 2024 года. Соответственно переносятся и другие даты.
Кроме того, с 1 апреля 2024 года все продавцы маркированных товаров обязаны использовать разрешительный режим продаж на кассах (Постановление Правительства РФ № 1944 от 21.11.2023). Схема такая: после сканирования идентификатора касса должна отправить в ЧЗ запрос на реализацию. При получении положительного ответа Data Matrix появляется в чеке, а при отрицательном – ККТ блокирует продажу.
Совет: даже если у вас ещё есть время до наступления часа икс для вашей категории продукции, добровольно начните проверку продаж на кассах уже сейчас. Тогда вы точно успеете подготовиться к разрешительному режиму и не попадете на штрафы.
Перечень кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) и кодов из общероссийского классификатора (ОКВЭД) текстильных изделий, попадающих под контроль Честного Знака, сильно расширен с 1 апреля 2024 года.
Теперь обязательной регистрации в системе маркировки подлежат более 120 наименований товаров лёгкой промышленности.
Товарная категория | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
---|---|---|
Одежда из искусственного меха (кроме полотен, рукавиц, перчаток, митенок, головных уборов) | 4304 00 000 0 | 13.91.19 |
Верхняя одежда из фетра, нетканых или текстильных материалов с пропиткой или покрытием | 6113 00 | 14.19.32 |
6210 | ||
Пальто, куртки, плащи, анораки, ветровки, штормовки трикотажные или вязаные | 6101 | 14.13.11 |
6102 | 14.13.13 | |
Шали, шарфы, кашне, мантильи, вуали, галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки | 6214 | 14.19.23.120 |
6215 | 14.19.23.130 | |
Костюмы спортивные и лыжные, спецодежда | 6211 20 000 0 | 14.12.30.110 |
6211 32 | 14.12.30.120 | |
6211 33 | 14.12.30.130 | |
6211 39 000 0 | 14.12.30.140 | |
6211 42 | 14.19.22.110 | |
6211 43 | 14.19.22.120 | |
6211 49 000 | 14.19.22.190 | |
Костюмы спортивные и лыжные трикотажные машинного или ручного вязания | 6112 11 000 0 | 14.19.12.110 |
6112 12 000 0 | 14.19.12.120 | |
6112 19 000 0 | ||
6112 20 000 0 | ||
Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные машинного или ручного вязания | 6110 | 14.39.10 |
Рубашки мужские или для мальчиков | 6205 | 14.14.21 |
Рубашки трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков | 6105 | 14.14.11 |
Блузки, блузы и блузоны женские и для девочек | 6206 | 14.14.23 |
Костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков | 6103 | 14.13.12 |
Костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты мужские или для мальчиков | 6203 | 14.12.2011 |
14.12.2012 | ||
14.13.22 | ||
14.13.23 | ||
14.13.24 | ||
Костюмы, комплекты, жакеты, блейзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек | 6104 | 14.13.14 |
Костюмы, комплекты, жакеты, блейзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты женские или для девочек | 6204 | 14.12.2021 |
14.12.2022 | ||
14.13.32 | ||
14.13.34 | ||
14.13.35 |
Если вы раньше не торговали маркированной одеждой и закупаете, например, юбки и брюки у поставщика, непременно проверьте их коды на остатках (в сертификате или декларации на товар). Возможно, они окажутся в списке и вам нужно внедрять маркировку. Проверка кодов на сайте Честного знака.
Краткий список категорий для маркировки с 1 апреля:
Подробный список с кодами представлен на сайте Честного знака.
Пока не маркируют купальники, одежду для детей до 18 месяцев, фуфайки, одежду для дома, колготки, перчатки, некоторые постельные принадлежности, непосредственно ткани.
Действия продавцов будут отличаться.
Если вы уже продаёте маркированную одежду, вам не придётся выстраивать новые технологические процессы, они абсолютно идентичны существующим.
Главный вопрос – что у вас с маркировкой остатков? Для ответа на него нужно:
Важно: в 2024 году остатки маркируются по полному атрибутивному составу. Это значит, что для создания карточек товаров в Национальном каталоге ЧЗ магазин должен вступить в ассоциацию GS1 Rus (ГС1 РУС) – только она выдаёт коды GTIN. Или, как вариант, можно воспользоваться GTIN производителя, предварительно получив от него разрешение.
Если до 2024 года вы торговали только одеждой без маркировки и ничего про Честный Знак не знаете, задач будет больше. Вам потребуется:
Также всем продавцам для применения разрешительного режима нужно:
Кроме маркировки остатков одежды, есть ещё две причины:
В обоих случаях придётся заказать в Честном Знаке новые идентификаторы и заново ввести товар в оборот.
Надо сказать, что маркировка продукции легпрома имеет свои особенности. В частности, некоторые товары объединяются в комплекты. Например, часто постельное бельё складывается в одну потребительскую упаковку и реализуется именно так, а не поштучно. Поэтому для комплектов достаточно заказать по одному коду на каждый.
Также участники оборота могут формировать из товаров наборы. Тут понадобятся несколько идентификаторов – на каждую единицу продукции и один общий, который включает в себя все другие коды. Поэтому товары из набора можно продавать по отдельности.
На сайте ЧЗ есть пошаговая инструкция, как с 1 апреля 2024 года работать в ГИС МТ всем участникам оборота товаров легпрома.
Тут всё зависит от правил самого маркетплейса и от схемы продаж. Если FBS (то есть у селлера свой склад, а маркетплейс – это просто витрина), однозначно маркировка остатков ложится на плечи продавца. Если FBO (хранение и отправка со склада онлайн-площадки), действовать нужно по правилам маркетплейса. Возможно, он всё возьмёт на себя.
Секонд-хенды торгуют текстильными изделиями, которые декларируются кодами ОКВЭД-2 47.79.3/ТН ВЭД 6309. В Постановлении № 1899 такие коды не указаны, а значит, они не подлежат маркировке.
Касательно комиссионок. Одежду в 2024 году магазин должен промаркировать, если выполняются два условия: изделие принимается на продажу от физических лиц (не ИП) и числится в обновлённом списке. От юридических лиц легпром поступает через УПД уже с кодами.
Как идентифицировать вещи, принятые на сбыт: описать их в ЧЗ, запросить метки и заново ввести б/у товар в оборот.
Данный вопрос интересует многих продавцов. Если изделие сшито по индивидуальному заказу, например, в ателье или у частного мастера, маркировать его не надо. Это ручная работа, на которую оформляется договор услуг. Но если товар будет продаваться через магазин – Data Matrix нужен.
Облегчить себе жизнь очень просто. Нужно автоматизировать обязательные бизнес-процессы с помощью специальных кассовых и товароучётных программ, которые работают с подлежащими маркировке изделиями.
ЦТО «Такском-Касса» предлагает комплексное решение по работе с маркировкой.
За маркировкой в 2024 году усиленно следит Роспотребнадзор. Отсутствие специальной метки, нарушение правил оборота повлекут за собой штрафы до 300 тыс. рублей и безвозвратную конфискацию продукции. А если кто-то рискнёт провернуть махинацию с крупной партией товаров, тут уже последует уголовное наказание – можно лишиться свободы на срок до 6 лет.
Все денежные взыскания за несоблюдение правил маркировки одежды прописаны в ст. 15.12 и ст. 15.12.1 КоАП РФ.