В России оборот отдельных категорий одежды с 2021 года контролируется государственной информационной системой маркировки «Честный знак» (ГИС МТ ЧЗ).
2024 год принёс очередные изменения: c начала апреля 2024 в число маркируемых попали новые изделия лёгкой промышленности («вторая волна маркировки легпрома»). Список этих товаров, а также календарный ввод ограничений регламентируется Постановлением Правительства РФ № 1899 от 13.11.2023.
С 1 марта 2025 года согласно Постановлению Правительства № 883 перечень новых товаров лёгкой промышленности в очередной раз дополнился («третья волна маркировки»).
Разобраться в бюрократическом тексте Постановлений сложно, поэтому в статье мы предлагаем вам ознакомиться с новыми датами, сроками и обновлённым перечнем на понятном языке. Также объясним, что означает для одежды обязательная маркировка, как подготовиться к изменениям и как участникам оборота товаров легпрома упростить себе жизнь.
Уделим немного внимания сути обязательной маркировки одежды. Чтобы сократить текстильный контрафакт, ГИС МТ следит за всеми товарами с помощью специальной цифровой метки – двумерного Data Matrix кода. Он состоит из цифр, букв и символов. Внешне это небольшой квадрат, похожий на QR-код. Такая метка наносится на каждую единицу товара и доказывает, что изделие качественное и неподдельное.
Марка, характеристики, цена – такую информацию мы обычно ищем, выбирая одежду. Отсканировав маркировку, можно узнать о товаре абсолютно всё. В случае одежды, кроме данных о производителе, сертификате соответствия и стоимости, дополнительно указываются следующие характеристики:
Код существует столько времени, сколько товар находится в обороте, – со стадии производства и до тех пор, пока не окажется в собственности покупателя.
Идентификатор на товары наносят производители и официальные импортёры, они же вводят продукцию в оборот. Для этого упомянутым лицам нужно предварительно заказать коды в Честном знаке стоимостью 60 копеек за штуку. Один товар – один код. То есть для 10 совершенно одинаковых брюк заказать нужно 10 уникальных кодов. Средство идентификации наносится, как правило, на ярлык, этикетку или бирку товара лёгкой промышленности. В некоторых случаях на одежду маркировку наносят оптовики и магазины.
Цепочка продаж, то есть обмен документами между участниками рынка одежды и текстиля, происходит только через электронный документооборот (ЭДО).
При отгрузке фирма-изготовитель отправляет прямому контрагенту универсальный передаточный документ (УПД) с кодами всех товаров. Принимающая сторона сверяет метки на одежде с УПД и передаёт их далее таким же образом по линии логистики.
Обычно розничный магазин – конечное звено цепочки продаж. Торговая точка фиксирует приём (проверяет коды и качество товаров, подписывает документ в ЭДО). В момент считывания Data Matrix на кассе данные попадают в чек, автоматически передаются через оператора фискальных данных (ОФД) в Честный знак, и одежда выходит из оборота.
Вот как в 2025 году выглядят новые даты введения ограничений для всех участников рынка лёгкой промышленности:
Непроданные товары легпрома, изготовленные на территории РФ или ввезённые в нашу страну до 1 марта 2025 года, считаются остатками. Их также нужно промаркировать в соответствии с требованиями.
Кроме того, с 1 ноября 2024 года продавцы одежды обязаны использовать разрешительный режим продаж на кассах (Постановление Правительства РФ № 1944 от 21.11.2023). Схема такая: после сканирования идентификатора касса должна отправить в ЧЗ запрос на реализацию. При получении положительного ответа Data Matrix появляется в чеке, а при отрицательном – ККТ блокирует продажу.
Совет: даже если у вас ещё есть время до наступления часа икс для вашей категории продукции, добровольно начните проверку продаж на кассах уже сейчас. Тогда вы точно успеете подготовиться к разрешительному режиму и не попадете на штрафы.
Перечень кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) и кодов из общероссийского классификатора (ОКВЭД) текстильных изделий, попадающих под контроль Честного Знака, сильно расширен с 1 марта 2025 года.
Товарная категория | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
---|---|---|
Майки и нательные фуфайки, кальсоны, трусы, ночные сорочки, пижамы, купальные халаты, домашние халаты и аналогичные изделия мужские или для мальчиков | 6107, 6207 | 14.14.12, 14.14.22 |
Майки и нательные фуфайки, комбинации, нижние юбки, трусы, панталоны, ночные сорочки, пижамы, пеньюары, купальные халаты, домашние халаты и аналогичные изделия женские или для девочек | 6108, 6208 | 14.14.14, 14.14.24 |
Майки, фуфайки с рукавами, нательные фуфайки, нижние рубашки трикотажные машинного или ручного вязания | 6109 | 14.14.30 |
Детская одежда и принадлежности к ней | 6111, 6209 | 14.19.11, 14.19.21 |
Купальные костюмы | 6112 31, 6112 39, 6112 41, 6112 49, 6211 11 000 0, 6211 12 000 0 | 14.19.12.130, 14.19.22.130 |
Колготки, чулки, гольфы, носки, подследники и другие чулочно‑носочные изделия, включая компрессионные чулочно‑носочные изделия с распределенным давлением (например, чулки для страдающих варикозным расширением вен), трикотажные машинного или ручного вязания | 6115 | 14.31.10 |
Перчатки, рукавицы и митенки | 4203 21 000 0, 4203 29, 6116, 6216 00 000 0 | 14.19.13, 14.19.23.140, 14.19.31.110, 14.19.31.120, 32.30.15 (в части рукавиц и митенок) |
Предметы одежды и принадлежности к одежде готовые прочие, в том числе трикотажные машинного или ручного вязания (кроме частей одежды и изделий медицинского назначения) | 6114, 6117 10 000 0, 6117 80 100 9, 6117 80 800 9, 6217 10 000 0 | 14.19.12.190, 14.19.19.111, 14.19.19.119, 14.19.23.190 |
Галстуки, галстуки‑бабочки и шейные платки | 6117 80 800 1, 6213 | 14.19.19.112 |
Бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, подвязки и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания или нетрикотажные | 6212 | 14.14.25 |
Гетры, гамаши и аналогичные изделия | 6406 90 900 0 | 15.20.40.130 |
Шляпы и прочие головные уборы | 6504 00 000 0, 6505 00, 6506 99 | 14.19.42, 14.19.43 (кроме 14.19.43.160, 14.19.43.170, 14.19.43.180) |
Если вы раньше не торговали маркированной одеждой и закупаете, например, детскую одежду у поставщика, непременно проверьте их коды на остатках (в сертификате или декларации на товар). Возможно, они окажутся в списке и вам нужно внедрять маркировку. Проверка кодов на сайте Честного знака.
Подробный список с кодами представлен на сайте Честного знака.
Действия продавцов будут отличаться.
Если вы уже продаёте маркированную одежду, вам не придётся выстраивать новые технологические процессы, они абсолютно идентичны существующим.
Главный вопрос – что у вас с маркировкой остатков? Для ответа на него нужно:
Важно: в 2025 году остатки маркируются по полному атрибутивному составу. Это значит, что для создания карточек товаров в Национальном каталоге ЧЗ магазин должен вступить в ассоциацию GS1 Rus (ГС1 РУС) – только она выдаёт коды GTIN. Или, как вариант, можно воспользоваться GTIN производителя, предварительно получив от него разрешение.
Если до 2025 года вы торговали только одеждой без маркировки и ничего про Честный Знак не знаете, задач будет больше. Вам потребуется:
Также всем продавцам для применения разрешительного режима нужно:
Кроме маркировки остатков одежды, есть ещё две причины:
В обоих случаях придётся заказать в Честном Знаке новые идентификаторы и заново ввести товар в оборот.
Надо сказать, что маркировка продукции легпрома имеет свои особенности. В частности, некоторые товары объединяются в комплекты. Например, часто постельное бельё складывается в одну потребительскую упаковку и реализуется именно так, а не поштучно. Поэтому для комплектов достаточно заказать по одному коду на каждый.
Также участники оборота могут формировать из товаров наборы. Тут понадобятся несколько идентификаторов – на каждую единицу продукции и один общий, который включает в себя все другие коды. Поэтому товары из набора можно продавать по отдельности.
Тут всё зависит от правил самого маркетплейса и от схемы продаж. Если FBS (то есть у селлера свой склад, а маркетплейс – это просто витрина), однозначно маркировка остатков ложится на плечи продавца. Если FBO (хранение и отправка со склада онлайн-площадки), действовать нужно по правилам маркетплейса. Возможно, он всё возьмёт на себя.
Секонд-хенды торгуют текстильными изделиями, которые декларируются кодами ОКВЭД-2 47.79.3/ТН ВЭД 6309. В Постановлении № 1899 такие коды не указаны, а значит, они не подлежат маркировке.
Касательно комиссионок. Одежду в 2025 году магазин должен промаркировать, если выполняются два условия: изделие принимается на продажу от физических лиц (не ИП) и числится в обновлённом списке. От юридических лиц легпром поступает через УПД уже с кодами.
Как идентифицировать вещи, принятые на сбыт: описать их в ЧЗ, запросить метки и заново ввести б/у товар в оборот.
Данный вопрос интересует многих продавцов. Если изделие сшито по индивидуальному заказу, например, в ателье или у частного мастера, маркировать его не надо. Это ручная работа, на которую оформляется договор услуг. Но если товар будет продаваться через магазин – Data Matrix нужен.
Облегчить себе жизнь очень просто. Нужно автоматизировать обязательные бизнес-процессы с помощью специальных кассовых и товароучётных программ, которые работают с подлежащими маркировке изделиями.
ЦТО «Такском-Касса» предлагает комплексное решение для работы с маркировкой текстиля и одежды.
За маркировкой в 2025 году усиленно следит Роспотребнадзор. Отсутствие специальной метки, нарушение правил оборота повлекут за собой штрафы до 300 тыс. рублей и безвозвратную конфискацию продукции. А если кто-то рискнёт провернуть махинацию с крупной партией товаров, тут уже последует уголовное наказание – можно лишиться свободы на срок до 6 лет.
Все денежные взыскания за несоблюдение правил маркировки одежды прописаны в ст. 15.12 и ст. 15.12.1 КоАП РФ.