ЦТО «Такском-Касса». Онлайн-кассы
и комплексные услуги от поставщика
Ваш регион: Москва
Филиалы
ЦТО «Такском-касса»
+7 (495) 730-73-43 +7 (495) 730-73-43
Прием заказов на
сайте круглосуточно!
пн.-пт.: 09:30-18:00
sale@taxcom-kassa.ru
Москва ул. Нагатинская, д. 1

Маркировка косметики, уходовых средств и бытовой химии: перечень, сроки, обязанности участников рынка

Рынок косметики и бытовой химии постоянно растёт, особенно в сегменте онлайн-продаж. При этом по подсчетам ассоциации «Антиконтрафакт» больше 20% уходовых средств содержат опасные компоненты. Поэтому маркировка косметики и бытовой химии была вопросом времени.

И оно пришло — с 1 марта 2025 года участники рынка должны постепенно встраиваться в процесс. Расскажем, какая косметика подлежит маркировке, и как подготовиться к работе с такой продукцией.

Маркировка косметики под ключ

Проконсультируем бесплатно

Что подлежит маркировке и в какие сроки

Правила работы с маркировкой «Парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии» утверждены Постановлением от 30.11.2024 № 1681. Согласно Правилам, маркировку на бытовую химию и товары для ухода будут наносить постепенно в течение 2025 года.

*На антисептики наносить коды маркировки начали с сентября 2023 года.

Важно помнить, что после установленных дат за выпуск и оборот моющих средств, косметики и бытовой химии без кодов маркировки будут штрафовать.

Как понять, маркировать ли конкретную бытовую химию и косметику

Посмотрите на коды ТН ВЭД и ОКПД 2 в сертификатах или декларациях соответствия на моющие средства, товары бытовой химии и косметические средства.

Если код, указанный в документах, есть в списке на обязательную маркировку, значит, на упаковках с продукцией должны быть специальные наклейки в формате DataMatrix.

Что из косметики и бытовой химии маркировать не нужно

Перечень товаров без маркировки находится в п.3 Правил, к ним относятся:

  • Средства по уходу, мыло, шампуни и другие косметические товары, предназначенные на экспорт вне ЕАЭС.
  • Образцы бытовой химии, товаров по уходу и косметические средства, которые раздают как промоматериалы в магазинах и презентациях, обычно на таких продуктах есть надпись «Не для продажи».
  • Косметика в упаковках до 5 мл или 5 г, например, тревел-версии мыла или шампуней.
  • Средства для ухода вразлив и вразвес, которые фасуют в контейнеры непосредственно в торговой точке — мыло, скрабы, духи и др.
  • Косметические наборы из разных средств, собранные по просьбе покупателя.

Как видно из перечня, необходимость маркировки зависит от предназначения, объёма и места фасовки продукции.

Подлежат ли маркировке запасы

На остатки косметических и моющих товаров, которые произвели или ввезли до начала маркировки на бытовую и уходовую продукцию, наносить Datamatrix не нужно. К тому же в течение 2 месяцев можно реимпортировать или выпустить для внутреннего потребления остатки бытовой химии и уходовые средства, которые были произведены до 1 мая, 1 июля или 1 октября (зависит от ТН ВЭД и ОКПД2).

Например, на складе с моющими средствами есть запасы мыла, изготовленного до 01.05.2025, его можно продавать до окончания срока годности. Но партии, поступившие после 1 мая, должны быть с кодами маркировки.

Как организован процесс маркировки косметики

Сведения обо всей продукции с маркировкой, её перемещениях и выбытиях хранятся в системе «Честный ЗНАК». В ней все участники оборота фиксируют любые движения моющих товаров, бытовой химии и другой продукции с маркировкой. Часть операций отражается автоматически, например, продажи из онлайн-кассы, а часть вносится вручную, например, списание запасов с истекшим сроком годности.

За работу платформы «Честный ЗНАК» отвечает ООО «Оператор-ЦРПТ», эта же организация генерирует и выдает коды маркировки.

Роль знака DataMatrix

Важная деталь в процессе маркировки косметики — это уникальный DataMatrix, нанесенный на каждый товар. В этом коде «зашита» информация о продукте и его происхождении. Чтобы сохранить данные, передача продукции в электронных документах между поставщиками и получателями происходит в связке «товар+код на него».

Обязанности участников рынка косметики и бытовой химии при работе с маркировкой

Производители и импортёры должны:

  • Подготовить заявления для создания карточек продукции, подлежащей маркировке, в Национальном каталоге товаров.
  • Заказать у «Оператора-ЦРПТ» коды маркировки, распечатать и нанести их на продукцию.
  • Предоставить в «Честный ЗНАК» данные о промаркированных товарах, поставить их на учёт и таким образом ввести их в оборот.
  • Передавать продукцию с маркировкой оптовикам и в розницу через УПД (универсальный передаточный документ), отправляемый в системе ЭДО (электронного документооборота).

Оптовики обязаны принимать бытовую химию и косметические средства по УПД от своих поставщиков, а затем по такой же схеме передавать продукцию с маркировкой рознице. Если какие-то товары пропадут или испортятся на складе, их коды нужно списать в системе «Честный ЗНАК».

Розничным торговым точкам необходимо:
  • Приходовать поставки бытовой химии и средств по уходу по УПД.
  • Передавать информацию о кодах маркировки проданных косметики и бытовой химии ОФД (оператору фискальных данных), чтобы от него информация поступила в «Честный ЗНАК».
  • Списывать в системе маркировки уходовые средства и бытовую химию, которые не подлежат продаже, например, истек срок годности.
  • Возвращать в «Честном ЗНАКе» в оборот товары, сданные обратно покупателями.
Комментарий эксперта
Фото эксперта ЦТО
Вадим Сажин
Руководитель направления региональных продаж

Важно! Согласно Закону о защите прав потребителей, качественная косметика не подлежит возврату. Но если магазин идет навстречу и позволяет сдавать товары, то следом должен поставить возвращенные моющие средства и средства по уходу на учёт в «Честном ЗНАКе».

Этапы маркировки уходовых средств и бытовой химии

Переход на полноценный контроль за маркированной косметикой и бытовой химией будет проходить постепенно, в несколько этапов, чтобы участники рынка успели разобраться с требованиями.

Дата Для кого Действия
С 01.03.2025 Все участники рынка Регистрация в ЧЗ
Производители и импортеры Нанесение кодов маркировки на продукцию и ввод её в оборот
С 01.05.2025, 01.07.2025, 01.10.2025 Производители и импортеры Нанесение кодов маркировки на продукцию и ввод её в оборот
Опт и розница Контроль за тем, чтобы в продажу не поступали немаркированные товары
С 01.07.2026 Розница Добавление кодов маркировки в чек и передача сведений ОФД при реализации товаров
С 01.07.2026 по 30.06.2028 Все участники Использование ЭДО при документообороте, но передача сведений в УПД пока в объемно-сортовом формате (GTIN+количество по каждому такому коду). Списание товаров с маркировкой, выбывших не при продаже, а по другим причинам, в таком же формате.
С 01.07.2028 —"— Покодовая передача информации между участниками рынка и при выбытии товаров.

Производителям и импортёрам первым решать задачи, связанные с маркировкой косметики. Необязательно справляться с проблемами в одиночку — специалисты ЦТО «Такском-Касса»:

  • Зарегистрируют в «Честном ЗНАКе» и GS1
  • Помогут с получением GTIN и созданием карточек для бытовой химии и косметических товаров в Национальном каталоге
  • Сопроводят обращение в ООО «Оператор-ЦРПТ» и печать кодов маркировки
  • Подскажут, как вводить товары в оборот с соблюдением правил по маркировке бытовой химии и уходовых товаров
  • Автоматизируют процесс маркировки на производстве через ТСД (терминалы сбора данных)

Для оптовиков и розницы:

  • Зарегистрируют в ЧЗ
  • Подберут и настроят необходимое оборудование: 2D-сканеры, ТСД, кассовую технику (опционально)
  • Проведут комплексное обучение
  • Помогут с организацией работы с маркировкой
С ЦТО «Такском-Касса» вы избежите ошибок и не нарветесь на штрафы за нарушение правил по маркировке косметики.

Оставьте заявку для бесплатной консультации специалиста.

Что нужно для работы с косметикой и бытовой химией

Требования для всех:

  1. УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись)
  2. Личный кабинет в ЧЗ
  3. Подключение к системе ЭДО

О том, как зарегистрироваться в ЧЗ читайте в этой статье.

Почему бизнес обращается в ЦТО «Таксом-Касса» за помощью при работе с маркировкой

Основная причина — всё необходимое для маркировки в одном месте под любой бюджет. Дело в том, что ЦТО «Такском-Касса» предлагает разные варианты помощи: от консультаций до настройки всех процессов под ключ. Также специалисты подберут необходимое оборудование и программное обеспечение.

Ответственность за нарушение правил маркировки

Последствия за несоблюдение требований к работе с маркированными товарами установлены в КоАП и УК РФ. В зависимости от ситуации, это может быть как штраф, так и лишение свободы. При этом ответственность организаций значительно больше, чем у должностных лиц.

штрафы за нарушение обязательной маркировки
Остались вопросы по маркировке?

Оставьте заявку для бесплатной консультации

Начните с бесплатной консультации

Оставьте контакты или напишите свой вопрос, наши специалисты посоветуют лучшее оборудование и помогут решить любую проблему
0/180