Рынок косметики и бытовой химии постоянно растёт, особенно в сегменте онлайн-продаж. При этом по подсчетам ассоциации «Антиконтрафакт» больше 20% уходовых средств содержат опасные компоненты. Поэтому маркировка косметики и бытовой химии была вопросом времени.
И оно пришло — с 1 марта 2025 года участники рынка должны постепенно встраиваться в процесс. Расскажем, какая косметика подлежит маркировке, и как подготовиться к работе с такой продукцией.
Правила работы с маркировкой «Парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии» утверждены Постановлением от 30.11.2024 № 1681. Согласно Правилам, маркировку на бытовую химию и товары для ухода будут наносить постепенно в течение 2025 года.
*На антисептики наносить коды маркировки начали с сентября 2023 года.
Важно помнить, что после установленных дат за выпуск и оборот моющих средств, косметики и бытовой химии без кодов маркировки будут штрафовать.
Посмотрите на коды ТН ВЭД и ОКПД 2 в сертификатах или декларациях соответствия на моющие средства, товары бытовой химии и косметические средства.
Если код, указанный в документах, есть в списке на обязательную маркировку, значит, на упаковках с продукцией должны быть специальные наклейки в формате DataMatrix.
Перечень товаров без маркировки находится в п.3 Правил, к ним относятся:
Как видно из перечня, необходимость маркировки зависит от предназначения, объёма и места фасовки продукции.
На остатки косметических и моющих товаров, которые произвели или ввезли до начала маркировки на бытовую и уходовую продукцию, наносить Datamatrix не нужно. К тому же в течение 2 месяцев можно реимпортировать или выпустить для внутреннего потребления остатки бытовой химии и уходовые средства, которые были произведены до 1 мая, 1 июля или 1 октября (зависит от ТН ВЭД и ОКПД2).
Например, на складе с моющими средствами есть запасы мыла, изготовленного до 01.05.2025, его можно продавать до окончания срока годности. Но партии, поступившие после 1 мая, должны быть с кодами маркировки.
Сведения обо всей продукции с маркировкой, её перемещениях и выбытиях хранятся в системе «Честный ЗНАК». В ней все участники оборота фиксируют любые движения моющих товаров, бытовой химии и другой продукции с маркировкой. Часть операций отражается автоматически, например, продажи из онлайн-кассы, а часть вносится вручную, например, списание запасов с истекшим сроком годности.
За работу платформы «Честный ЗНАК» отвечает ООО «Оператор-ЦРПТ», эта же организация генерирует и выдает коды маркировки.
Важная деталь в процессе маркировки косметики — это уникальный DataMatrix, нанесенный на каждый товар. В этом коде «зашита» информация о продукте и его происхождении. Чтобы сохранить данные, передача продукции в электронных документах между поставщиками и получателями происходит в связке «товар+код на него».
Производители и импортёры должны:
Оптовики обязаны принимать бытовую химию и косметические средства по УПД от своих поставщиков, а затем по такой же схеме передавать продукцию с маркировкой рознице. Если какие-то товары пропадут или испортятся на складе, их коды нужно списать в системе «Честный ЗНАК».
Розничным торговым точкам необходимо:Важно! Согласно Закону о защите прав потребителей, качественная косметика не подлежит возврату. Но если магазин идет навстречу и позволяет сдавать товары, то следом должен поставить возвращенные моющие средства и средства по уходу на учёт в «Честном ЗНАКе».
Переход на полноценный контроль за маркированной косметикой и бытовой химией будет проходить постепенно, в несколько этапов, чтобы участники рынка успели разобраться с требованиями.
Дата | Для кого | Действия |
---|---|---|
С 01.03.2025 | Все участники рынка | Регистрация в ЧЗ |
Производители и импортеры | Нанесение кодов маркировки на продукцию и ввод её в оборот | |
С 01.05.2025, 01.07.2025, 01.10.2025 | Производители и импортеры | Нанесение кодов маркировки на продукцию и ввод её в оборот |
Опт и розница | Контроль за тем, чтобы в продажу не поступали немаркированные товары | |
С 01.07.2026 | Розница | Добавление кодов маркировки в чек и передача сведений ОФД при реализации товаров |
С 01.07.2026 по 30.06.2028 | Все участники | Использование ЭДО при документообороте, но передача сведений в УПД пока в объемно-сортовом формате (GTIN+количество по каждому такому коду). Списание товаров с маркировкой, выбывших не при продаже, а по другим причинам, в таком же формате. |
С 01.07.2028 | —"— | Покодовая передача информации между участниками рынка и при выбытии товаров. |
Производителям и импортёрам первым решать задачи, связанные с маркировкой косметики. Необязательно справляться с проблемами в одиночку — специалисты ЦТО «Такском-Касса»:
Для оптовиков и розницы:
Требования для всех:
О том, как зарегистрироваться в ЧЗ читайте в этой статье.
Производителям и импортёрам нужно дополнительно позаботиться об устройствах печати кодов маркировки косметики, плюсом о ТСД и 2D-сканерах.
Оптовикам стоит запастись ТСД, чтобы упростить работу с большими объемами маркированных товаров.
Для розницы обязательна онлайн-касса, программа которой позволяет добавлять коды с косметики в чеки и передавать информацию ОФД. Также в магазинах с косметикой должны быть 2D-сканеры для считывания DataMatrix.
Основная причина — всё необходимое для маркировки в одном месте под любой бюджет. Дело в том, что ЦТО «Такском-Касса» предлагает разные варианты помощи: от консультаций до настройки всех процессов под ключ. Также специалисты подберут необходимое оборудование и программное обеспечение.
Последствия за несоблюдение требований к работе с маркированными товарами установлены в КоАП и УК РФ. В зависимости от ситуации, это может быть как штраф, так и лишение свободы. При этом ответственность организаций значительно больше, чем у должностных лиц.