Внедрение обязательной маркировки товаров из молока началось 1 июня 2021 года. В статье разбёремся с особенностями процедуры и сроками подключения к программе.
ФГИС (Федеральная государственная информационная система) «Меркурий» создана для отслеживания сырья животного происхождения. В ней производители регистрируют выработанную подконтрольную продукцию, в том числе молоко, с помощью ветеринарных сопроводительных документов (далее — ВСД).
ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга товаров) «Честный ЗНАК» — это национальная система для контроля за оборотом маркированных товаров, которая используется для готовой молочной продукции и других определённых законом товарных категорий.
Внедрение новой системы контроля не отменяет отправку ВСД покупателям. Молоко и продукты из него регистрируются в «Меркурии» и в системе маркировки «Честный ЗНАК». Они связываются уникальным идентификатором производственного ВСД, который позволяет отслеживать весь путь от изготовителя до потребителя. Покупатель может отсканировать цифровой код Data Matrix с упаковки продукта приложением «Честный ЗНАК» и проверить сроки годности, соответствие составу и информацию о ветеринарном контроле.
Контроль за оборотом молочных продуктов экспериментально проводился с июля 2019 года по февраль 2020 года. (Постановление № 836 от 29 июня 2019 г.).
В ноябре 2019 года Правительство РФ расширило перечень подконтрольных товаров и перенесло начало введения системы мониторинга на 1 декабря 2020 года (Распоряжение № 2647-р от 8 ноября 2019 г), а 15 декабря 2020 года утвердило перечень правил маркировки молочной продукции (Постановление № 2099 от 15 декабря 2020 г.).
Сроки маркировки молочных продуктов отличаются для участников процесса и для товаров с разными сроками хранения. Производители и импортёры (кроме фермеров) обязаны наносить коды идентификации и передавать в систему мониторинга данные о вводе в оборот в сроки:
С 1 декабря 2023 года маркировать свою продукцию должны начать фермеры.
Внедрение обязательной маркировки в процесс реализации тоже проходит в несколько этапов:
К сентябрю 2022 года производители должны промаркировать молоко, сливки, сыры и другие молочные продукты из перечня подконтрольной вне зависимости от срока хранения. Отчитываться придётся производителям, дистрибьюторам, оптовым и розничным продавцам.
Ниже приведён полный список:
Молочная продукция | Код ТН ВЭД ЕАЭС | |
---|---|---|
Молоко и сливки без сахара и подсластителей | 0401 | |
Сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями | 0402 | |
Пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты | 0403 | |
Сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями | 0404 | |
Сливочное масло и продукты, изготовленные на основе натурального молока | 0405 | |
Творог и сыры | 0406 | |
Мороженое и прочие виды пищевого льда | 2105 00 | |
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. % | 2202 99 910 0 | |
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. % | 2202 99 950 0 | |
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 2 мас. % или более | 2202 99 990 0 |
Есть несколько случаев, когда на продукт можно не наносить код:
Если производство и продажа «молочки» включает несколько участников, каждый из которых должен передавать данные о движении продукции в государственную систему, процесс выглядит следующим образом:
Производители маркируют готовую продукцию из молока специальным кодом Data Matrix, который наносится на свободное место размером 15х15 мм на упаковке или крышке.
Код содержит в себе символ принадлежности к GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232) и четыре группы атрибутов по этому же стандарту:
«Минпромторг России рассматривает включение дополнительного атрибута для изделий с нефиксированным весом, который будет содержать данные о его фактическом весе. В настоящее время для обозначения этого параметра можно использовать линейный код.»
Процедура работы с подконтрольными товарами отличается для каждого участника оборота молочной продукции. Разберём подробнее процесс на каждом этапе от поставщика до потребителя.
Перед началом работы необходимо:
В зависимости от сферы деятельности компании, может понадобиться:
Вы можете купить онлайн-кассу и другое оборудование, необходимое для обязательной маркировки, в ЦТО «Такском-Касса» по выгодной цене. Наши сотрудники помогут настроить технику на месте установки или в сервисном центре.
Для регистрации необходимо установить программное обеспечение:
После того, как всё необходимое ПО установлено, можно зарегистрироваться в системе. Для этого нужно:
Для работы понадобится:
Для передачи товара в оборот необходимо выполнить следующие шаги:
Если сырьё передаётся по давальческой схеме, зарегистрировать коды так же должен производитель (постановление Правительства РФ от 15.12.20 № 2099 п. 33).
Для работы понадобится:
При передаче поставщик формирует электронный УПД, в котором указаны коды по ЭДО. Они могут быть присвоены упаковке (потребительской или групповой) или агрегатам. (Требования к УПД утверждены приказом ФНС №ММВ-7-15/820@ от 19.12.2018 г.)
Для приёмки необходимо:
Для работы понадобится:
При отгрузке товара оптовый продавец должен оформить и подписать в ЭДО УПД с кодами маркировки. Когда получатель подпишет документ, товар перейдёт в его собственность, а данные из УПД автоматически будут переданы в ГИС МТ.
Для работы понадобится:
Для реализации нужно просканировать код с товара и закрыть кассовый чек. ОФД самостоятельно передаст информацию о выводе из оборота.
Один из крупнейших ОФД и операторов ЭДО в России — компания «Такском». Она более 20-ти лет создаёт решения для управления бизнесом. ОФД работает с маркировкой и поможет автоматически обмениваться данными с государственными системами.
Для работы понадобится:
При приготовлении блюд из молока или молочной продукции предприятию общественного питания следует:
Если в кафе или ресторане продается товар в упаковке (например, мороженое), реализация должна проводиться через ККТ по схеме розничной продажи.
За несоблюдение порядка работы с подконтрольной продукцией установлена административная и уголовная ответственность. Санкции предусмотрены за отсутствие идентификации, розничную продажу не через ККТ, поддельные коды и другие нарушения. Полный список можно найти на сайте «Честного ЗНАКА».
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
---|---|---|
За продажу товаров без кодов маркировки |
50 000 — 300 000 ₽ с конфискацией — для юрлиц, 5 000 — 10 000 ₽ с конфискацией для должностных лиц |
за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора — до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет |
За производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт с поддельными кодами |
— |
штраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом |