С первого дня осени 2024 года вступает в силу новый закон (Постановление Правительства РФ № 645 от 23.05.2024), согласно которому велотранспорт и велосипедные рамы, продаваемые в России, должны быть обязательно промаркированы кодом идентификации.
Тестовый режим по введению маркировки в велоотрасли действовал четыре года назад – с 16.09.2019 по 31.05.2020 и привлёк несколько тысяч производителей и розничных продавцов. Столь долгий путь к изменениям позволил отработать все нужные бизнес-процессы.
Из статьи вы узнаете о сути изменений в велопроизводстве и велоторговле, о сроках внедрения обязательной маркировки велосипедов и какую именно продукцию затрагивает требование. Как представителям велоотрасли работать в новых реалиях без нарушений законодательства.
Государственная информационная система маркировки и прослеживания товаров (ГИС МТ) заработала в 2017 году. С помощью специального цифрового кода Data Matrix «Честный знак» (такое название получила ГИС МТ) фиксирует весь путь изделия. Код уникальный, двумерный, подделать его нельзя. К Data Matrix привязывается полная информация о товаре, в случае велотранспорта – это тип, название, модель, страна и дата производства, вес, размер, материал рамы, мощность двигателя (если есть) и другие.
Каждый производитель (либо импортёр) заказывает и физически наносит коды на товарные единицы и вводит их в оборот. Далее по логистической цепочке через дистрибьюторов маркированная продукция попадает к оптовикам или в розничные магазины. Там идентификатор сканируется при приёмке и попадает на баланс продавца. При продаже товара конечному потребителю код выбывает из оборота после сканирования на кассе.
Коммуникация между участниками велосипедного рынка осуществляется через электронный документооборот (ЭДО) путём обмена универсальными передаточными документами (УПД).
«Честный знак» (ЧЗ) генерирует коды по цене 60 копеек за штуку (с НДС). Средство идентификации для велоотрасли должно быть устойчивым к повреждениям механического, температурного, природного характера и сохраняться на товаре до момента продажи клиенту.
Способы нанесения маркировки: наклейка с кодом Data Matrix на неотделяемом компоненте (как правило, это подседельная труба), которую нельзя оторвать, либо идентификатор внедряется непосредственно в изделие. Допускается дополнительно нанести или внедрить код в виде RFID-NFC метки (пункт 40 ПП № 645). Метка отлично выносит внешние воздействия, считывается в радиусе до 50 м, содержащуюся в ней информацию можно перезаписать. Также идентификатор может дополнительно наноситься на упаковку.
Велосипеды – очень востребованное у населения средство передвижения, поэтому его часто воруют и подделывают. Цифровая метка поможет:
2024 год
С 1 сентября – начало обязательной постановки на учёт в ГИС МТ «Честный знак», отработка взаимодействия с системой по вопросу заказа кодов.
Участники оборота должны наносить двумерные коды на велотовары, отправлять в ЧЗ отчёты об их нанесении и уведомления о вводе товаров в оборот.
Тем, кто принимал участие в эксперименте, повторная регистрация не требуется. Единственное, если к 01.09.2024 какие-то сведения устарели, либо появились новые, то свежую и недостающую информацию нужно предоставить в «Честный знак» до 1 октября.
До 1 января 2025 года должны быть промаркированы товары, приобретённые до 01.09.2024 и выпущенные таможней с 01.09.2024 по 01.11.2024 для внутреннего рынка или реимпорта.
Также напоминаем об обязанности продавцов с 01.04.2024 применять на кассах разрешительный режим продаж.
2025 год
Весь велотранпорт, изготовленный отечественными компаниями или импортированный в Россию до 01.09.2024, нужно промаркировать по 28 февраля 2025 года (включительно). После упомянутой календарной даты хранение, перемещение, продажа немаркированных остатков запрещены. Торговля будет считаться незаконной.
С 1 марта система «Честный знак» должна получать сведения о выводе велопродукции из оборота через кассу.
Требование наносить цифровые метки касается всех моделей, включая городские, горные, шоссейные, детские и другие. Также маркируются велосипедные рамы. Код, присваиваемый каждому велоизделию, соответствует коду в международной системе классификации товаров. Это упрощает процесс таможенного контроля и улучшает взаимодействие с другими странами в сфере велосипедной индустрии.
Коды ТН ВЭД ЕАС | Название товара |
---|---|
8711 | Велосипеды двух- и трёхколёсные, с двигателем, с коляской и отдельно рамы. |
8712 00 | |
8714 91 100 | |
9503 00 100 9 |
Случаев несколько: при маркировке остатков, приёме на комиссию, возврате товара от покупателя с утраченным или повреждённым кодом розничный продавец должен промаркировать товар самостоятельно.
Для производителей и розничных продавцов обязательная маркировка велосипедов требует определённых подготовительных мер. Необходимо:
Онлайн-касса, на которой можно продавать маркированные товары. Поэтому формат ФФД должен быть только 1.2.
У большинства продавцов ККТ уже есть. Им нужно убедиться, что касса работает с ГИС МТ «Честный знак», и что оператор фискальных данных (ОФД) передаёт данные из чека в ЧЗ. Иначе потребуется сделать апгрейд кассового ПО и оформить дополнительное соглашение с ОФД.
Кроме того, для выполнения нового требования – применения разрешительного режима на кассе при продаже товара с кодом «Честный знак», нужно получить в ЛК системы специальный ключ доступа и обновить ПО на кассе до последней версии. Подробности читайте в нашей статье.
Как можно быстрее провести инвентаризацию, чтобы до 25.02.2025 успеть описать, промаркировать цифровым кодом и ввести в оборот велосипедные остатки.
Описание производится в Национальном каталоге ЧЗ (это база данных по каждому велотовару с его характеристиками) по полному атрибутивному составу (пункт 30 ПП № 645).
Допускается описание остатков и по упрощённому варианту для товара, не превышающего 1000 номенклатурных единиц (пункт 32 ПП № 645), если нет возможности указать все атрибуты. Тогда предоставляются только: ИНН участника оборота, идентификатор товара (если есть), товарный знак (если есть), модель, ТН ВЭД ЕАЭС на уровне двух цифр, вид изделия.
Требования по соблюдению норм и правил обязательной маркировки велосипедов затрагивают абсолютно всех участников оборота.
За изготовление и реализацию велотоваров без кодов Data Matrix назначаются штрафы до 300 тысяч рублей и грозит конфискация средств передвижения. А за подделку кодов и сбыт с ними велопродукции в особо крупных размерах можно на 6 лет оказаться за решёткой. За подробной информацией обращайтесь к ст. 15.12 и ст. 15.12.1 КоАП РФ.