1 декабря 2024 года в России завершился эксперимент по маркировке игрушек (ППРФ № 2145 от 14.12.2023). Все присоединившиеся к нему ИП и компании на льготных условиях подготовились к новым требованиям. Остальным, кто по каким-то причинам не стал участником эксперимента, предстоит в ближайшее время влиться в процесс.
Проект Правил для нововведений в отношении некоторых видов детских товаров находится на рассмотрении Правительства (актуально на декабрь 2024 года). Если документ будет одобрен без изменений, то обязательная маркировка игрушек начнется с 1 марта 2025 года.
В нашем материале объясним, кому, когда и как нужно маркировать детские товары для игр. Вы узнаете, какие игрушки попадают под маркировку, какие суммы штрафов установлены за несоблюдение новых требований.
Цель ввода маркировки любого товара – контроль рынка, поддержка честных производителей и защита потребителей от опасных подделок. В России маркировку курирует госсистема «Честный знак» (ГИС МТ ЧЗ). Цифровые двумерные метки DataMatrix помогают ей выполнять свои обязанности – следить за качеством и перемещением каждой товарной единицы с момента её появления в обороте и до окончательного выбытия.
Участники оборота игрушек – это все причастные к данному бизнесу производители, импортёры, оптовые компании, розничные магазины (включая все интернет-площадки), комиссионеры, агенты. Между собой и с «Честным знаком» они коммуницируют через электронный документооборот (ЭДО), создавая в нём универсальные передаточные документы (УПД).
Принцип действия маркировки игрушек
Производитель запрашивает у системы коды маркировки новым игрушкам и сообщает в ЧЗ о вводе изделий в оборот. Далее он отгружает товары оптовику и составляет УПД с цифровыми идентификаторами, входящими в партию. УПД подписывается в двустороннем порядке (покупатель-продавец) и автоматически направляется в систему маркировки через ЭДО. «Честный знак» моментально узнаёт, что у товара сменился собственник.
Таким же образом игрушки попадают в розницу. При продажах в торговой точке онлайн-касса формирует кассовый чек. Информацию из чека ККТ автоматически направляет в налоговую и «Честный знак» через ОФД (оператора фискальных данных). Так каждая игрушка выводится из товарооборота.
После введения антироссийских санкций доля контрафакта в детских товарах за 2023 год возросла на 7% (по данным ассоциации АИДТ) . В целях защиты детей органами надзора и Правительством РФ было принято решение о запуске эксперимента по маркировке игрушек с 20 декабря 2023 года.
У добровольных участников эксперимента появились определённые преимущества:
В ходе эксперимента представители «Честного знака» совместно с бизнесом определили, что, когда и как маркировать. Была учтена специфика бизнес-процессов отрасли, а также разнообразная упаковка, используемая в отрасли – сеточка, коробка, шоу-бокс, флоупак, блистер и т.д.
Все перечисленные в таблице коды ТН ВЭД указывают на игрушки, а также игры, предназначенные для детей до 14 лет (не включительно).
ТН ВЭД ЕАС | Номенклатура |
---|---|
9503 00 | Самокаты, педальные автомобили, куклы и коляски для них, модели «в масштабе» для развлечений (автомобили, поезда), конструкторы, строительные наборы, любые головоломки |
9504 40 000 0 | Карточные игры |
9504 90 100 0 | Наборы электрических гоночных машин |
9504 90 800 9 | Настольные или комнатные игры, прочие изделия для досуга |
Из маркировки детских игрушек исключаются: трёхколёсные велосипеды, ёлочные украшения и воздушные шары. Для последней позиции имеется уточнение – насыпанные в упаковку для транспортировки.
ЦТО «Такском-Касса» закрывает все задачи по маркировке — от регистрации в «Честном Знаке» до подбора необходимого оборудования.
Хотим ещё раз напомнить, что все даты предварительные, и взяты из последнего доработанного текста Проекта Правил. Окончательная версия документа по маркировке игрушек ещё не опубликована.
Про дополнительную ответственность
с 1 марта 2025 года стартует регистрация в ГИС МТ «Честный знак» для всех причастных к бизнесу детских товаров для игр. На подачу заявления даётся 7 календарных дней, для юрлиц и ИП из отдалённых и труднодоступных местностей – 30 дней со дня возникновения необходимости. После регистрации у всех есть 15 дней на подготовку к информационному (электронному) взаимодействию с ГИС МТ, а после налаживания взаимодействия – 15 дней на тестирование операций.
с 1 сентября 2025 года наступает ответственность для производителей и импортёров – с этой даты им нужно наносить цифровые метки на каждый экземпляр нового товара и подавать сведения о вводе игрушек с маркировкой в оборот. В страну нельзя будет заехать товару без маркировки – его нужно промаркировать до прохождения таможенного поста и зафиксировать метки в декларации.
с 1 сентября 2026 года продавцы должны информировать «Честный знак» о выбытии игрушек из оборота при розничных продажах через ККТ и другим причинам.
с 1 февраля 2027 года в обязательном порядке в ЧЗ по ЭДО передаются сведения о трафике детских игрушек (поэкземплярный учёт).
Про остатки
до 31 августа 2026 года (включительно) – разрешено маркировать имеющиеся на 01.09.2025 товарные остатки игрушек, как отечественного производства, так и ввезённые в страну до 31 августа 2025 г. (включительно). То есть даётся год, чтобы разобраться с остатками и выполнить требования.
до 31 января 2026 года – крайний день, до которого необходимо промаркировать импортные игрушки, приобретённые до и выпущенные таможней после наступления обязательной маркировки.
Иногда маркировкой приходится заниматься продавцам.
Случай | Причина ввода в оборот |
---|---|
Клиент приобрёл игрушки, предназначенные для детей до 14 лет, но через некоторое время решил их вернуть | Возврат товара |
Клиент решил вернуть товар, который он приобрёл через онлайн-магазин, вендинговый автомат, постамат | Возврат товара, проданного дистанционно |
Перемаркировка из-за утраченного или повреждённого кода | Перемаркировка |
Формирование набора. Из маркированных игрушек участники вправе сформировать набор. В код набора нужно включить код каждой игрушки | В ЧЗ представляется уведомление с кодом набора и кодами вошедших в набор товаров |
Маркировка игрушек после расформирования набора с повреждением потребительской упаковки | В ЧЗ передаются коды, подлежащие расформированию. Для немаркированных игрушек заказываются коды |
Маркировка остатков. Набору, сформированному на производстве, допускается не присваивать коды входящим в него игрушкам, если потребительскую упаковку набора нельзя вскрыть без повреждения | Остатки товаров |
Маркировка товаров, подлежащих маркировке, но не имеющих кодов, которые поступили в комиссионный магазин от физлица по договору комиссии | Реализация товара комиссионером |
Уже более 17 товарных групп подлежат маркировке, опыт внедрения дополнительного требования у предпринимателей и ЧЗ большой. Поэтому маркировку игрушек строят на существующих бизнес-процессах, которые не меняются, а дополняются.
Сегодня каждому участнику необходимо соблюдать обязательства по безопасности детских игрушек, установленные ТР ТС 008/2011 – Техническим регламентом Таможенного союза.
В документе прописано, что на весь детский развлекательный ассортимент товаров наносится этикетка с определённым атрибутивным составом – срок службы, материал, детский возраст и др. И если удобно, идентификатор может быть внедрён в эту же этикетку. Но окончательное решение, куда наносить код маркировки и каким способом, принимает производитель или импортёр, т. к. это их обязанность.
В Правилах предлагаются варианты нанесения кода:
Главное:
Заказ кода маркировки обойдется в 50 копеек без НДС за метку. Однако, как следует из Правил, до 1 сентября 2025 г. коды (для маркировки остатков) можно получить бесплатно. Но если участник не успеет промаркировать товары и ввести их в оборот, за коды нужно будет заплатить, или они аннулируются.
Оборудование | Изготовители/импортёры | Оптовики | Розница |
---|---|---|---|
Специальное оборудование для маркировки игрушек | Нужно только производителям | - | - |
2D сканер для распознавания меток DataMatrix | Требуется всех участникам оборота детской продукции | ||
Принтер этикеток | Некоторым участникам | Для маркирования остатков | Для маркировки остатков, возвратов, комиссионных товаров, перемаркировки |
Онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2 | - | - | Для реализации игрушек по установленным правилам |
Терминал сбора данных (ТСД) – мини компьютер со встроенным 2D-сканером | Для автоматизации склада | Для автоматизации склада | Розница может обойтись без ТСД, но с ним проще проводить инвентаризацию, переоценку, приёмку и другие операции. |
Чтобы начать работу согласно новым требованиям всем участникам нужно:
Ответственность за игнорирование правил маркировки игрушек
КоАП РФ Статья 15.12:
КоАП РФ Статья 15.12.1: