Автоматизация вашего бизнеса под ключ - узнайте подробнее!

ЦТО «Такском-Касса». Онлайн-кассы
и комплексные услуги от поставщика
Ваш регион: Москва
Филиалы
ЦТО «Такском-касса»
+7 (495) 730-73-43 +7 (495) 730-73-43
Прием заказов на
сайте круглосуточно!
пн.-пт.: 09:30-18:00
sale@taxcom-kassa.ru
Москва ул. Нагатинская, д. 1

Маркировка игрушек в 2025 году: когда начнётся и как подготовиться

1 декабря 2024 года в России завершился эксперимент по маркировке игрушек (ППРФ № 2145 от 14.12.2023). Все присоединившиеся к нему ИП и компании на льготных условиях подготовились к новым требованиям. Остальным, кто по каким-то причинам не стал участником эксперимента, предстоит в ближайшее время влиться в процесс.

Проект Правил для нововведений в отношении некоторых видов детских товаров находится на рассмотрении Правительства (актуально на декабрь 2024 года). Если документ будет одобрен без изменений, то обязательная маркировка игрушек начнется с 1 марта 2025 года.

В нашем материале объясним, кому, когда и как нужно маркировать детские товары для игр. Вы узнаете, какие игрушки попадают под маркировку, какие суммы штрафов установлены за несоблюдение новых требований.

Настраиваем маркировку под ключ

Общая информация о маркировке игрушек

Цель ввода маркировки любого товара – контроль рынка, поддержка честных производителей и защита потребителей от опасных подделок. В России маркировку курирует госсистема «Честный знак» (ГИС МТ ЧЗ). Цифровые двумерные метки DataMatrix помогают ей выполнять свои обязанности – следить за качеством и перемещением каждой товарной единицы с момента её появления в обороте и до окончательного выбытия.

Участники оборота игрушек – это все причастные к данному бизнесу производители, импортёры, оптовые компании, розничные магазины (включая все интернет-площадки), комиссионеры, агенты. Между собой и с «Честным знаком» они коммуницируют через электронный документооборот (ЭДО), создавая в нём универсальные передаточные документы (УПД).

Принцип действия маркировки игрушек

Производитель запрашивает у системы коды маркировки новым игрушкам и сообщает в ЧЗ о вводе изделий в оборот. Далее он отгружает товары оптовику и составляет УПД с цифровыми идентификаторами, входящими в партию. УПД подписывается в двустороннем порядке (покупатель-продавец) и автоматически направляется в систему маркировки через ЭДО. «Честный знак» моментально узнаёт, что у товара сменился собственник.

Таким же образом игрушки попадают в розницу. При продажах в торговой точке онлайн-касса формирует кассовый чек. Информацию из чека ККТ автоматически направляет в налоговую и «Честный знак» через ОФД (оператора фискальных данных). Так каждая игрушка выводится из товарооборота.

Эксперимент и тестирование маркировки игрушек

После введения антироссийских санкций доля контрафакта в детских товарах за 2023 год возросла на 7% (по данным ассоциации АИДТ) . В целях защиты детей органами надзора и Правительством РФ было принято решение о запуске эксперимента по маркировке игрушек с 20 декабря 2023 года.

У добровольных участников эксперимента появились определённые преимущества:

  • Регистрацию в ГИС МТ «Честный знак» для эксперимента приравняли к регистрации для обязательной маркировки. Повторно данную процедуру добровольцы проходить не будут. При необходимости, предоставленные сведения нужно просто актуализировать до 01.09.2025.
  • Уникальные идентификаторы в течение эксперимента предоставлялись бесплатно, все они будут действовать и после вступления в силу новых правил.
  • Предприниматели смогли наладить бизнес-процессы для взаимодействия с «Честным знаком» в тестовой версии системы «Песочница» без страха допустить ошибку.

В ходе эксперимента представители «Честного знака» совместно с бизнесом определили, что, когда и как маркировать. Была учтена специфика бизнес-процессов отрасли, а также разнообразная упаковка, используемая в отрасли – сеточка, коробка, шоу-бокс, флоупак, блистер и т.д.

Какие коды ТН ВЭД вошли в маркировку игрушек

Все перечисленные в таблице коды ТН ВЭД указывают на игрушки, а также игры, предназначенные для детей до 14 лет (не включительно).

ТН ВЭД ЕАС Номенклатура
9503 00 Самокаты, педальные автомобили, куклы и коляски для них, модели «в масштабе» для развлечений (автомобили, поезда), конструкторы, строительные наборы, любые головоломки
9504 40 000 0 Карточные игры
9504 90 100 0 Наборы электрических гоночных машин
9504 90 800 9 Настольные или комнатные игры, прочие изделия для досуга

Из маркировки детских игрушек исключаются: трёхколёсные велосипеды, ёлочные украшения и воздушные шары. Для последней позиции имеется уточнение – насыпанные в упаковку для транспортировки.

ЦТО «Такском-Касса» закрывает все задачи по маркировке — от регистрации в «Честном Знаке» до подбора необходимого оборудования.

Обязательная маркировка игрушек: календарный план наступления

Хотим ещё раз напомнить, что все даты предварительные, и взяты из последнего доработанного текста Проекта Правил. Окончательная версия документа по маркировке игрушек ещё не опубликована.

Про дополнительную ответственность

с 1 марта 2025 года стартует регистрация в ГИС МТ «Честный знак» для всех причастных к бизнесу детских товаров для игр. На подачу заявления даётся 7 календарных дней, для юрлиц и ИП из отдалённых и труднодоступных местностей – 30 дней со дня возникновения необходимости. После регистрации у всех есть 15 дней на подготовку к информационному (электронному) взаимодействию ‎с ГИС МТ, а после налаживания взаимодействия – 15 дней на тестирование операций.

с 1 сентября 2025 года наступает ответственность для производителей и импортёров – с этой даты им нужно наносить цифровые метки на каждый экземпляр нового товара и подавать сведения о вводе игрушек с маркировкой в оборот. В страну нельзя будет заехать товару без маркировки – его нужно промаркировать до прохождения таможенного поста и зафиксировать метки в декларации.

с 1 сентября 2026 года продавцы должны информировать «Честный знак» о выбытии игрушек из оборота при розничных продажах через ККТ и другим причинам.

с 1 февраля 2027 года в обязательном порядке в ЧЗ по ЭДО передаются сведения о трафике детских игрушек (поэкземплярный учёт).

Про остатки

до 31 августа 2026 года (включительно) – разрешено маркировать имеющиеся на 01.09.2025 товарные остатки игрушек, как отечественного производства, так и ввезённые в страну до 31 августа 2025 г. (включительно). То есть даётся год, чтобы разобраться с остатками и выполнить требования.

до 31 января 2026 года – крайний день, до которого необходимо промаркировать импортные игрушки, приобретённые до и выпущенные таможней после наступления обязательной маркировки.

В каких случаях, помимо производства и импорта, нужно маркировать детские развлекательные товары

Иногда маркировкой приходится заниматься продавцам.

Случай Причина ввода в оборот
Клиент приобрёл игрушки, предназначенные для детей до 14 лет, но через некоторое время решил их вернуть Возврат товара
Клиент решил вернуть товар, который он приобрёл через онлайн-магазин, вендинговый автомат, постамат Возврат товара, проданного дистанционно
Перемаркировка из-за утраченного или повреждённого кода Перемаркировка
Формирование набора. Из маркированных игрушек участники вправе сформировать набор. В код набора нужно включить код каждой игрушки В ЧЗ представляется уведомление с кодом набора и кодами вошедших в набор товаров
Маркировка игрушек после расформирования набора с повреждением потребительской упаковки В ЧЗ передаются коды, подлежащие расформированию. Для немаркированных игрушек заказываются коды
Маркировка остатков. Набору, сформированному на производстве, допускается не присваивать коды входящим в него игрушкам, если потребительскую упаковку набора нельзя вскрыть без повреждения Остатки товаров
Маркировка товаров, подлежащих маркировке, но не имеющих кодов, которые поступили в комиссионный магазин от физлица по договору комиссии Реализация товара комиссионером

Как и куда наносится код маркировки

Уже более 17 товарных групп подлежат маркировке, опыт внедрения дополнительного требования у предпринимателей и ЧЗ большой. Поэтому маркировку игрушек строят на существующих бизнес-процессах, которые не меняются, а дополняются.

Сегодня каждому участнику необходимо соблюдать обязательства по безопасности детских игрушек, установленные ТР ТС 008/2011 – Техническим регламентом Таможенного союза.

В документе прописано, что на весь детский развлекательный ассортимент товаров наносится этикетка с определённым атрибутивным составом – срок службы, материал, детский возраст и др. И если удобно, идентификатор может быть внедрён в эту же этикетку. Но окончательное решение, куда наносить код маркировки и каким способом, принимает производитель или импортёр, т. к. это их обязанность.

В Правилах предлагаются варианты нанесения кода:

  • непосредственно на товар, потребительскую или групповую упаковку, набор;
  • либо на этикетку (или ярлык), располагаемую на вышеперечисленных позициях.

Главное:

  • уникальная маркировка игрушки должна быть неотделима от места нанесения, хорошо видна и читаема;
  • её нельзя печатать на обёрточном материале (прозрачной плёнке и т. д.);
  • способ нанесения должен обеспечивать сохранность кода до попадания товара к потребителю.

Сколько стоят коды

Заказ кода маркировки обойдется в 50 копеек без НДС за метку. Однако, как следует из Правил, до 1 сентября 2025 г. коды (для маркировки остатков) можно получить бесплатно. Но если участник не успеет промаркировать товары и ввести их в оборот, за коды нужно будет заплатить, или они аннулируются.

Какое оборудование обязательно иметь бизнесу для маркировки

Для удобства составили таблицу.
Оборудование Изготовители/импортёры Оптовики Розница
Специальное оборудование для маркировки игрушек Нужно только производителям - -
2D сканер для распознавания меток DataMatrix Требуется всех участникам оборота детской продукции
Принтер этикеток Некоторым участникам Для маркирования остатков Для маркировки остатков, возвратов, комиссионных товаров, перемаркировки
Онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2 - - Для реализации игрушек по установленным правилам
Терминал сбора данных (ТСД) – мини компьютер со встроенным 2D-сканером Для автоматизации склада Для автоматизации склада Розница может обойтись без ТСД, но с ним проще проводить инвентаризацию, переоценку, приёмку и другие операции.

ЦТО «Такском-Касса» предлагает оборудование для маркировки на выгодных условиях.

Подготовка к маркировке игрушек

Чтобы начать работу согласно новым требованиям всем участникам нужно:

  • Получить УКЭП – универсальную квалифицированную подпись. Установить драйвера и плагин для браузера, чтобы УКЭП работала. Каждый вход в систему маркировки подтверждается УКЭП, а каждый электронный документ должен ей заверяться.
  • Пройти регистрацию в «Честном знаке». Заполнить профиль в ЛК и завизировать УКЭП договор на работу с товарной группой «Игры и игрушки для детей».
  • Подключиться к ЭДО.
  • Производителю – стать участником ассоциации GS1 и описать карточки изделий в Национальном каталоге. До 100 позиций можно описать без регистрации в GS1. После того, как у карточек появится статус «Опубликованы», заказать коды маркировки, напечатать их и нанести код на каждую игрушку. Подать отчёты о нанесении идентификаторов и вводе продукции в оборот.
  • Продавцу – проверить существующую технику. То есть убедиться, что кассовое ПО умеет считывать коды маркировки. Для этого нужно просканировать код и проверить чек. Если в нём присутствует признак маркированной продукции (M) и сам чек отображается в ЛК ЧЗ, то всё в порядке. Иначе нужно обновить программу до последней версии.
  • Настроить разрешительный режим на кассе. Это ещё один важный шаг для успешного запуска маркировки детских игрушек. Что делать – получить в личном кабинете ЧЗ токен (ключ доступа) для проверок. При необходимости – обновить кассовое ПО или прошивку ККТ.
  • Подключить и настроить совместную работу оборудования для маркировки.
  • Обучить персонал.
Для всех участников товарооборота мы предлагаем полное сопровождение в выполнении комплекса задач по маркировке:
  • Зарегистрируем в ГИС МТ «Честный знак»
  • Подберём и настроим необходимое оборудование
  • Автоматизируем маркировку на производстве через ТСД
  • Промаркируем остатки под ключ
  • Научим сотрудников быть с маркировкой на «ты»

Ответственность за игнорирование правил маркировки игрушек

КоАП РФ Статья 15.12:

  • Маркировка детских товаров нужна, но её нет – игрушки конфискуются, вменяются штрафы (пункт 1). Производители платят – ИП до 10 т. р., юрлица до 100 т. р.
  • Сбыт, хранение, перемещение товаров без кодов DataMatrix – также конфискация и штрафы (пункт 2). ИП платят до 10 т. р., компании до 300 т. р.

КоАП РФ Статья 15.12.1:

  • В систему «Честный знак» представлены неверные данные, либо нарушен порядок и сроки передачи информации, либо данные вообще не переданы – ИП платят до 10 т. р., юрлица до 100 т. р.
  • По этой же статье штрафуют за несоблюдение разрешительного режима продаж на кассах.

Начните с бесплатной консультации

Оставьте контакты или напишите свой вопрос, наши специалисты посоветуют лучшее оборудование и помогут решить любую проблему
0/180